Найти в Дзене
машина

Первый краш-тест «Москвича» 3-5-1

Знатокам истории Автозавода имени Ленинского комсомола эта машина, конечно, не потребует представления. А тем, кто о ней не в курсе, рассказываем: знакомьтесь, это экспериментальный (макетный) образец автомобиля «Москвич», который был разработан в конце 1960-х годов в качестве перспективной модели для освоения в период 1973-1975 года.

Он получил довольно необычное обозначение «3-5-1», где цифры «3-5» означали «1973-1975 год», а «1» – порядковый номер опытного образца, построенного в рамках этой темы. Машина, как видно, планировалась чуть более крупной, чем серийные «Москвичи» того времени. Где сейчас эта машина? До наших дней она не дошла. Еще 10 апреля 1970 года, после проведения заводских ресурсных испытаний на булыжнике, отслуживший свое прототип был взят на буксир «Волгой», разогнан до скорости 50 км/ч и под стрёкот кинокамер и фотоаппаратов отправлен в бетонный куб, установленный на Автополигоне НАМИ.

-2

Почему такой финал? «Надо же было поставить его в музей!» – воскликнут фанаты марки. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Рубеж 1960-х и 1970-х годов – время, когда в нашей стране впервые всерьез озаботились темой пассивной безопасности автомобилей. Как правильно организовать сминаемые зоны в передней и задней части автомобиля? Как заставить двигатель уходить при столкновении вниз? Что нужно сделать, чтобы капот не проникал в салон? Готовых ответов на эти и многие другие вопросы не было, все требовалось проверять практикой. А практикой такой и стали краш-тесты, которые начали проводить один за одним – и с серийными, и с опытными автомобилями.

-3

Тот самый «Москвич» 3-5-1 стал двенадцатым по счету автомобилем, разбитым на автополигоне: об этом подсказывает соответствующая крупная цифра на передней двери. А цифра «70» меньшего размера рядом – год проведения эксперимента.

Водитель-испытатель полигона выставляет «3-5-1» на полосу разгона. Последние метры пути, пройденные этой машиной самостоятельно…
Водитель-испытатель полигона выставляет «3-5-1» на полосу разгона. Последние метры пути, пройденные этой машиной самостоятельно…

Единственный манекен был размещен в салоне на переднем правом сиденье и пристегнут трехточечным ремнем безопасности. А чтобы полет манекена в момент удара не мешал следить за перемещением рулевой колонки, вдоль центрального тоннеля внутри салона натянули полотно белой материи. При этом саму рулевую колонку дополнительно подсветили двумя прожекторами, изготовленными из автомобильных фар и закрепленными на левой центральной стойке кузова.

Приготовления закончены, разгон, удар…

-6

Каковы же результаты краш-теста? «Москвич» ударился в куб с идеальной по условиям испытаний скоростью 50,2 км/ч. Величина деформации кузова составила 459 мм, из них 395 мм – за счет смятия подкапотного пространства. Рулевая колонка переместилась в салон на 102 мм, что соответствовало действующим на тот момент правилам ЕЭК ООН.

-7

Но проблем с машиной вскрылось очень много. Так, замок ремня безопасности не выдержал нагрузки и расстегнулся, манекен подался вперед вместе с отлетевшей подушкой сиденья и с силой впечатался коленями в панель приборов, а головой… в угол капота, разбившего ветровое стекло и проникшего правой стороной глубоко в салон. Шансов на выживание «пассажиру» такой расклад не оставил.

Манекен пассажира, зажатый между сломанным сиденьем, разбитой панелью приборов, влетевшим в салон капотом и смятым полом
Манекен пассажира, зажатый между сломанным сиденьем, разбитой панелью приборов, влетевшим в салон капотом и смятым полом
-9

Плохо сработала принятая схема крепления крыльев: правое оторвалось от брызговика, почти не поучаствовав в поглощении энергии удара. Неэффективно сломался и сам передний брызговик.

-10

Одним словом, стало сразу понятно, в каком направлении нужно работать дальше. Конструкция автомобиля была усовершенствована, а внесенные изменения… правильно, снова проверены краш-тестами! И следующий опытный образец перспективного «Москвича» с индексом «3-5-2», и построенный еще позже «3-5-3» вскоре тоже познакомились с бетонным кубом на полигоне. Причем картина их деформаций уже разительно отличалась от той, что открылась взору инженеров при ударе образца «3-5-1». Так что выводы из испытаний образца «3-5-1» были сделаны верные, и «погиб» он не напрасно! Впрочем, о краш-тестах образцов «3-5-2» и «3-5-3» вы уже можете прочитать ВОТ ЗДЕСЬ. Кстати, а почему статья называлась "ПЕРВЫЙ краш-тест Москвича 3-5-1"? Естественно, не случайно )) Потому что впереди вас еще ждет пост о ВТОРОМ краш-тесте этой же машины ))

-11
Также рекомендуем почитать:
-
Краш-тест опытного образца УАЗ-469
-
Краш-тесты грузовиков ЗИЛ
-
Краш-тесты экспортных ВАЗ-2106