Найти тему
Александр Дедушка

в коллективной анимации обучения. (3) Люди как части речи

Теперь давайте задумаемся, как соотнести между собой слова в виде частей речи и людей со всеми их многообразными типами.

Возьмем только основные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие и местоимение. Работу по этому соотнесению опять будем проводить вместе с учениками, чтобы они чувствовали свою реальную сопричастность открываемым связям и закономерностям.

Итак, основной философский и коланимационный посыл заключается в том, что человек содержит в себе все многообразие окружающего мира в свернутом виде, а это значит, что он может проявить в себе свойства любой части речи.

Осталось только выяснить, какие свойства людей преимущественной проявляются в той или иной из них. То есть кто такие люди-существительные, люди-прилагательные, люди-глаголы, люди-наречия и люди-местоимения?

Существительные - знайки

Есть люди, которым важнее всего ответить на вопросы «кто это?» или «что это?», то есть дать точное название всем окружающим их предметам и явлениям. Им важно определиться в существе всего окружающего. Это люди с научным складом мышления, ибо наука как раз и стремится к четким, однозначным определениям. Как назовем такой тип людей? Давайте назовем их «учеными», или «знайками», это лучше подходит для школьного возраста. Итак, люди-существительные – это знайки.

Прилагательные - наблюдатели

Людям-прилагательным важнее подметить свойства окружающих их явлений. А это невозможно без острой наблюдательности. Им не столь важно существо предмета, как его признаки. То есть не вопросы: «кто?» или «что?», а вопросы: «какой?» и «чей?». Но ведь это и есть отличительные признаки прилагательных. Чтобы установить существо предмета людям-существительным нужно ставить эксперименты, разбираясь с сутью, наблюдатели останавливают свое внимание на свойствах и качествах.

Глаголы – деятели

Это тип людей, которым важно действие как таковое. Им не так важна суть предмета или его признаки, как ответ на вопрос: «что делает это предмет?» и «что я буду делать по отношению к этому предмету?». Действие как таковое приносит им главное удовлетворение в жизни. Это преобразователи окружающего мира, не удовлетворенные существующим состоянием предметов и явлений в нем, те люди, которым мало знать и наблюдать, им нужно преобразовывать мир, и они своими действиями приводят его к изменению.

Наречия - оценщики

Но разумное действие затруднено без той или иной оценки его эффективности. Если люди-прилагательные находятся в генетической связи с людьми-существительными (ибо суть явления невозможно установить без изучения его признаков), то люди-наречия связаны с людьми-глаголами. Оценщикам важна оценка эффективности действия. Да и разумные деятели никогда не пренебрегают такими оценками. Как ты это делаешь? Легко, трудно, быстро, весело, непринужденно, нетривиально… Список можно продолжать до бесконечности.

Местоимения - актеры

Что такое местоимения – это слова-заменители. Они указывают на предмет, не называя его, фактически исполняя его функции и играя его роль в предложении. Применительно к людям – это артисты, или люди, одаренные артистическими и в более широком плане - художественными способностями. Они могут имитировать все многообразие окружающего их мира, создавая их образы, в том числе и художественные.

Кто есть кто? Что ж, самое время поработать над закреплением открытых связей. Пусть каждый сначала попробует определить себя в качестве той или иной части речи как преобладающей в его жизни. А следом нужно потренироваться, чтобы внести в это предварительное самоопределение возможную коррекцию.

Разделяем ребят на пять групп, напротив каждой ставим табличку с названием типа людей по отношению к частям речи: знайки, наблюдатели, деятели, оценщики и актеры. Каждая группа должны пройти через все типы по принципу карусели: отработав положенное время на одной из «станций», перейти на другую. По очереди от каждой станции вызывается желающий артистичный ученик, которому дается задание в течение одной минуты показать артистический этюд на определенную тему. Темы могут быть такими:

· - инструктор в тренажерном зале;

· - хозяйка на кухне;

· - солдат в бою;

· - воспитатель в детском саду;

· - человек смотрит телевизор.

Идет наблюдение групп за артистическим этюдом
Идет наблюдение групп за артистическим этюдом

Через минуту каждая из групп должна назвать (записать) как можно больше относящихся к этому этюду слов соответствующей части речи: знайки – существительных, наблюдатели – прилагательных, деятели – глаголов, оценщики – наречий. А актеры должны попытаться скопировать поведение протагониста, называя необходимые для этого местоимения. Затем происходит переход групп на новые станции и так до тех пор, пока каждая группа не опробует все типы людей.

При желании можно отмечать победителей – группы, которые назвали наибольшее количество слов соответствующей части речи. Но главное не это, главное, что каждый, побывав в роли каждого из типов людей и получив необходимый опыт, может внести коррекцию в свое первоначальное самоопределение. Результатами упражнения пусть ребята поделятся друг с другом.

Можно даже произвести итоговый подсчет: сколько в классе (группе) знаек, наблюдателей, деятелей, оценщиков и артистов.

А вы, уважаемые читатели, определились, кто вы?

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь