Найти тему
Призрачная редакция

Иван Мясницкий — «Дело о последнем свидании»: Русский детектив 19 века

Оглавление
Иван Мясницкий, «Дело о последнем свидании». Издательство «Артефактъ»
Иван Мясницкий, «Дело о последнем свидании». Издательство «Артефактъ»

Иван Мясницкий (настоящая фамилия Барышев, 1852—1911) — писатель, имевший некоторый успех во второй половине 19 века. Его юмористические рассказы активно издавались и неплохо продавались, его комедии ставились в Москве и Петербурге. Есть в его библиографии и роман детективного толка — «Дело о последнем свидании». 

«Дело о последнем свидании»

«Классовую» принадлежность произведения Мясницкого определить не так просто, как это может показаться на первый взгляд. В аннотации оно названо «криминальным романом», однако границы этого жанра довольно расплывчаты. Является ли детектив поджанром криминального романа? Формально, да. Но это не факт.

Любители и знатоки детективной литературы считают, что детектив и криминальный роман — это, как говорится, две большие разницы. И вот почему. Для детектива первичным является интеллектуальное начало — сыщик должен раскрыть запутанное преступление, используя дедукцию. Детализация характеров, антураж и стилистические изыски — второстепенны.

-2

Итак, что мы имеем. Александр Фёдорович Востоков — бывший квартальный, ушедший в отставку после получения значительного наследства. То ли от скуки, то ли от любопытства, то ли по привычке он «следит за бесконечной лентой дефектов жизни и помогает своими советами малоопытным охранителям покоя московских обывателей». 

Востоков — персонаж довольно прозрачный. Он обладает интуицией, опытом и дедуктивными способностями, но вот «двойным дном» он не обладает (в отличии, например, от отца Брауна). В романе ему подворачивается довольно занятное дело, которое он с успехом раскрывает, используя свои профессиональные качества. 

Сам Мясницкий нарекает Востокова «маленьким Лекоком». Но сравнение с персонажем произведений Эмиля Габорио кажется несколько натянутым: Лекок — «живой» герой с биографией, Востоков — вырванный из контекста и помещённый в рамки конкретной истории «ветеран». 

Но...

Если в первой части романа мы наблюдаем работу сыщика, не отвлекаясь на яркие декорации и детально прописанные образы действующих лиц, то во второй части дело обстоит несколько иначе. Тут нам раскрывается история, предшествующая преступлению. 

Обычно в детективах сюжет «отматывается» назад в финале, когда дело раскрыто, и сыщик рассказывает восхищённой аудитории о том, каким образом ему удалось разоблачить преступника. Но в романе Мясницкого читатель уже во второй части (роман состоит из трёх частей) получает на руки все карты. Если для сыщика дело остаётся загадкой, то нам уже всё понятно.

Получая подобное преимущество перед Александром Фёдоровичем Востоковым, мы не получаем интеллектуального удовлетворения от «совместного» раскрытия преступления. А это не в традициях детективного жанра.

«Дело о последнем свидании» — неплохо написанный роман, которому вполне можно уделить внимание, тем более, в русской литературе 19 века подобный жанр встречается не очень часто. Но стоит учесть, что любителям детективов не хватит в нём интриги, а любителям классического русского романа — деталей и глубины.

Читайте также: