Найти тему
Анна Валова

Ключевые проблемы совершенствования земельного налога.

Земля один из самых важных ресурсов, без которого сложно представить наше существование. Уплата земельного налога требуется в случае, когда физическое или юридическое лицо строит на земельном участке дом, размещает коммерческие или инфраструктурные объекты, а также объекты для ведения личного подсобного и сельского хозяйства (и других целей). За счёт средств, полученных муниципальным образованием, от уплаты земельного налога, происходит облагораживание территории, а также стимулирует собственников и пользователей земельных участков использовать их эффективно.

В соответствии ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за пользование земельными участками является земельный налог и арендная плата. Данный налог сам по себе занимает важное место в налоговой системе России. Несмотря на невысокую долю в общем объёме доходных поступлений, он является одним из источников формирования местного бюджета территориального образования.

Налог на земельный участок, с одной стороны, исчисляется довольно-таки просто, так как является произведением кадастровой стоимости на ставку налога и доли в праве собственности, учитывая время владения данным земельным участком. С другой стороны, сложность состоит в том, что он относится к местным налогам, которые имеют свою специфику. Она заключается в том, что земельный налог устанавливается и регулируется одновременно и налоговым кодексом РФ, и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые в свою очередь могут устанавливать свои налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы. Но при этом налоговые ставки не могут превышать 0,3% и 1,5%. Первая налоговая ставка предназначена для земель сельхоз назначения, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, садоводства, огородничества и т.п. А вторая устанавливается на прочие земельные участки.Установленный налоговый период – календарный год, но есть отчётные периоды – первый, второй и третий квартал. Уплатить налог можно как лично в банке, так и в электронной форме.

Некоторые научные исследователи считают, что необходимо совершенствовать земельный налог по следующим направлениям:

1) Индексация по необлагаемому минимуму до 55 000 рублей;

2) Установление льгот для лиц, которые содержатся в ст.391 Налогового кодекса РФ, а также пенсионеров;

3) Освобождение физических лиц от уплаты земельного налога, имеющих земельный участок площадью не более 800 метров квадратных.

4) Повышение ставки для пустующих земель, т.е. тех земель, которые находятся в собственности, но никак не используются.

Но для того, чтобы данные изменения вступили в силу, необходимо одобрение не только населения, но и представительного органа муниципального образования. Так, например, если выполнить первые два пункта, то для населения это будет не ощутимо, зато для муниципального образования даже очень. Таким образом, у местного бюджета могут появится выпадающие доходы, которые ничем не компенсируются.

Для того, чтобы восполнить бюджет, иметь возможность обеспечить льготы пенсионерам и использовать земельные участки эффективно, необходимо для земель сельхоз назначения, на которых долгое время не осуществлялась хозяйственная деятельность, увеличить ставку земельного налога до 1,5% и приравнять эти участки к прочим земельным участкам.

О снижении налоговой базы или налоговой ставки можно было бы говорить, если выпадающие доходы компенсировались другими источниками.

На сегодняшний день сумма земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости. Согласно федеральному стандарту №4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость земельного участка,выражает его нормативную цену, которая зависитот категории и месторасположения земли. Узнать кадастровую стоимость собственного участка можно через государственный реестр недвижимости, который представляет собой систематизацию документов об объектах кадастрового учёта.

В современных условиях, кадастровая стоимость земельных участков неоправданноувеличена, она утверждается постановлением губернатора и на сегодняшний день не объективна, т.к. не учитывается реальной рыночной стоимости, проводится с применением разных технологий без выезда на место и личного обследования оценщика.

Увеличение кадастровой стоимости земельного участка приводит к неоднократному увеличению земельного налога, невозможности нести бремя содержания участка, прекращению инвестиционных проектов.

Кадастровая стоимость каждого земельного участка должна исходить из его реальной рыночной стоимости. В большинстве случаев не учитывается положение земельного участка, его транспортная доступность, рельеф, конфигурации, затопляемость и т.п. Поэтому заинтересованные физические и юридические лица, которые считают, что по их земельным участкам установлена необоснованная кадастровая стоимость могует её оспорить.

Важно отметить то, что объектами не являются земельные участки, которые заняты объектами культурного или археологического наследия, а также заповедниками.