Найти в Дзене
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Шесть ошибок Игоря Дятлова

Оглавление

Они не могли действовать иначе...

Вид от перевального останца на верховья реки Лозьвы и массив горы Отортен. Именно туда должны были идти «налегке» туристы УПИ в феврале 1959-го. (Зима 1974 года, фото автора)
Вид от перевального останца на верховья реки Лозьвы и массив горы Отортен. Именно туда должны были идти «налегке» туристы УПИ в феврале 1959-го. (Зима 1974 года, фото автора)

Впервые на перевал группы Дятлова наша команда попала зимой 1974 года. Мы шли туда специально - поклониться памяти наших старших товарищей, с которыми, правда, сами никогда даже не были знакомы. До моста через Ауспию традиционно добирались на машине от Усть-Ушмы, поэтому всего через полтора дня лыжного пути мы уже стояли на перевале около останца с мемориальной плитой. Там остановились и огляделись...

Честно говоря, мы были просто обескуражены. Нельзя сказать, что каждый из нас считал себя большим профессионалом в спортивном туризме, ведь наиболее подготовленные из нас имели тогда лишь опыт лыжной «четверки» в Саянах.

Тем не менее на лицах всех моих друзей читалось откровенное изумление: - Неужели где-то здесь можно просто так погибнуть?

Нас окружал самый элементарный рельеф, а легендарный перевал, как внезапно выяснилось, спокойно проходился «от леса до леса» на лыжах всего лишь часа за полтора. Причем буквально с закрытыми глазами. В этот момент ни у кого из нас не возникало ни малейших сомнений в том, что потерпеть аварию в подобном месте было просто невозможно ни из-за каких-то капризов погоды, ни по какой-либо другой нелепой случайности.

Это наше общее ощущение я прекрасно помню до сих пор.

Позднее, также довольно давно, в ходе одного из публичных обсуждений известной трагедии прозвучала одна очень интересная мысль, автора которой, к своему глубочайшему стыду, я даже не запомнил. Зато сама мысль прочно засела где-то в глубине моего подсознания, хотя вышло это, наверное, лишь из-за ее необычности.

Суть мысли была такова:

Истинные причины гибели группы Игоря Дятлова следует искать вовсе не у кедра и даже не в том месте, где стояла палатка, а в верховьях реки Ауспии!

Ни много, ни мало!

Причем никаких пояснений к этому более чем странному утверждению я даже не помню. Возможно, их и не было, а может, просто я сам в те годы был настолько мал и глуп, что не смог ничего понять. А ведь действительно, почему многие из нас до сих пор так упорно считают, что причины страшной трагедии следует искать именно около палатки?

В этой связи любопытно задуматься над воспоминаниями тех туристских корифеев, которые были знакомы с дятловцами лично. Подобные выступления я сам слышал неоднократно и на семинарах КСС, и на всевозможных вечерах памяти, и много еще где. Причем все эти речи начинались почти с одних и тех же слов, как если бы были написаны под копирку.

Например:
- Это были наиболее опытные туристы УПИ, но. они совершили ошибку, решив подниматься на перевал во второй половине дня.

Или в другой, но очень похожей редакции:
- Это была сильнейшая туристская группа в городе, но. они не сумели правильно сориентироваться и из-за плохой видимости отклонились от своего маршрута далеко в сторону...

И так далее...

Давайте же попробуем разобраться, сколько подобных ошибок совершили зимой 1959 года самые опытные туристы УПИ. Вынужден еще раз напомнить, что в этих ошибках Игоря Дятлова упрекают достаточно известные туристские мастера, причем каждый из них старательно называет дятловцев, как минимум, самой опытной группой института, а то и всего города. Упоминать в этой связи конкретные фамилии авторов подобных заявлений мне даже как- то и неудобно.

ОШИБКА ПЕРВАЯ:

Первого февраля туристы начали движение на перевал в бассейн Лозьвы очень поздно - лишь во второй половине дня.

Безусловно, выход в безлесную зону во второй половине дня считается очень серьезным просчетом, тем более что еще утром группа явно никуда не торопилась.

Об этом уже было сказано ранее. Нет никаких сомнений - это принципиальная ошибка.

Правда, лично у меня всегда возникал вопрос о том, откуда в постановлении о прекращении уголовного дела появилась предельно конкретная формулировка о времени выхода туристов из лагеря: «только в 15-00». Неужели работники прокуратуры стояли где-то рядом и видели это лично?

Кроме того, как-то не очень логично выглядел и другой момент. Ведь целых четыре дня туристы неторопливо шли по своему маршруту, а тут они буквально сорвались с места и почти в сумерках побежали с грузом на безлесный водораздел.

Это что, обычная практика для наиболее сильных туристов УПИ?

ОШИБКА ВТОРАЯ:

При прохождении перевала от истоков Ауспии к Лозьве группа значительно отклонилась влево от оптимального маршрута и даже не заметила, как вышла непосредственно на склон горы Холатчахль.

По своим личным воспоминаниям, готов засвидетельствовать, что потеряться на том перевале невозможно. Самый короткий путь ^ «от леса до леса» легко проходится даже вслепую благодаря простейшему рельефу местности.

В этой связи опять-таки удивляет мнение туристских корифеев, которые очень легко заявляют, что «мела поземка и в 5 - 10 метрах ничего не было видно».

А что, разве авторы подобных заявлений это видели сами или они хотя бы изучали сводку погоды той ночи? Так неужели самым опытным туристам УПИ не хватило здравого смысла для того, чтобы оценить реальное состояние погоды и отказаться от выхода в безлесную зону при видимости всего в десяток метров? Неужели даже при полном отсутствии видимости они не смогли оценить реальную крутизну склона и двух, а то и трехкратную разницу в наборе высоты?

ОШИБКА ТРЕТЬЯ:

На склонах горы Холатчахль туристы организовали холодную ночевку, необходимость в которой на этом участке маршрута вызывает лишь самое откровенное недоумение.

Несомненная ошибка, ведь элементарный спуск к лесу на лыжах занимает здесь не более часа. Позднее через этот район зимой регулярно проходило множество туристских групп, однако практически никто из них никогда не планировал здесь ночлегов в безлесной зоне. Конечно, все туристы действительно старались двигаться к Отортену по пологим фирновым склонам Поясового Камня выше границы леса, но на ночлег они обычно всегда старались спускаться вниз, к дровам.

А ведь из воспоминаний Бориса Слобцова следует, что брошенная палатка была найдена всего лишь в трехстах метрах от вершины горы Холатчахль.

Зачем же туристам потребовалось забираться с грузом так высоко?

Редколесье на границе леса в долине реки Ауспии. В левой части снимка видна скала-останец на перевале Дятлова (Зима 1974 года, фото автора)
Редколесье на границе леса в долине реки Ауспии. В левой части снимка видна скала-останец на перевале Дятлова (Зима 1974 года, фото автора)

ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ:

Ночлег в безлесной зоне выполнен весьма неграмотно. Даже печь в палатке не установлена, хотя запас дров у туристов все-таки имелся.

В следственном деле о дровах в палатке конкретно сказано: «одно полено».

Правда, скорее всего, имелась в виду все-таки «чурка», а вовсе не полено.

Но для ночлега в безлесной зоне такого количества дров все равно было явно недостаточно. Получается, что группа заранее решила переночевать вне зоны леса, но дровами не запасалась вообще. Это безусловная ошибка, ведь для полноценной безлесной ночевки туристам все-таки требовалось достаточно много дров. Значит, для дятловцев самым логичным было бы следующее решение: каждый мужчина несет для ночлега по одному небольшому чурбаку.

Но группа Игоря Дятлова фактически вообще не взяла с собой дров.

Может быть, туристам пришлось выходить на перевал настолько быстро, что запасаться дровами им было просто некогда?

Вообще-то существует мнение, что группа Игоря Дятлова решила организовать холодную ночевку в безлесной зоне просто для тренировки.

Однако, во-первых, для тренировки им вовсе не требовалось забираться с грузом так высоко по склону.

Во-вторых, исходя из соображений здравого смысла, для учебного холодного ночлега дятловцы наверняка взяли бы с собой полноценный запас дров - чисто для подстраховки.

И, наконец, в-третьих, подобные тренировки обычно проводят совсем не в походе, а еще до него. Для этого вполне достаточно было выехать в ближайший пригородный лес или уйти на заснеженный лед озера Шарташ.

Именно так готовился к своим легендарным тундровым лыжным походам начала 60-х известный уральский турист Геннадий Птицын. Первый «безлесный ночлег» его группа провела вообще во дворе студенческого общежития.

Так что, на мой взгляд, версия тренировки на склоне горы Холатчахль лишена всяких оснований.

ОШИБКА ПЯТАЯ:

При воздействии «стихийной силы» Игорь Дятлов допустил возникновение в группе паники, в итоге которой полураздетые туристы покинули свою палатку, бросив там снаряжение, одежду и запас продуктов.

Нет никаких сомнений в том, что туристы совершили грубейший просчет, покинув палатку и бросив в ней свои теплые вещи. Практически все серьезные спортсмены высказывают по этому поводу какие-то конкретные упреки. Меняется лишь акцент мнений: от неконтролируемой паники в группе до испуга и состояния сильнейшего стресса.

Конечно, это была грубейшая ошибка. Правда, вполне уместен вопрос: а может быть, у дятловцев просто не было никакого другого выхода?

ОШИБКА ШЕСТАЯ:

Оставив палатку, участники группы вторично сбились с пути и стали спускаться в долину Лозьвы, думая при этом, что они двигаются к своему лабазу в верховьях Ауспии.

Еще одна претензия на грубую ошибку в ориентировании. Предлагаю оставить ее на совести тех, кто предполагает саму возможность совершения такой ошибки самыми опытными туристами УПИ. На мой взгляд, заблудиться на элементарных склонах горы Холатчахль невозможно даже в тумане.

Тем не менее вероятная ошибка в ориентировании - на лицо.

А теперь давайте задумаемся: не слишком ли много весьма грубых ошибок совершили последовательно те, кого на протяжении десятилетий принято называть самыми опытными туристами УПИ? Причем эти ошибки были совершены подряд буквально в течение всего лишь нескольких часов. А ведь любую одну или даже две из перечисленных выше ошибок способны совершить разве что только зеленые новички. Но ведь мы с вами говорим об опытных туристах! Вот и получается, что цепочка нелепых случайностей превращается в какую-то очень странную закономерность...

  • Поэтому я предлагаю взглянуть на известные нам события 1959 года, исходя из следующих конкретных предположений:

1. Команда Игоря Дятлова действительно была одной из самых опытных туристских групп УПИ, участники которой были готовы пройти практически любой сложный лыжный маршрут по Северному Уралу.

2. Первого и второго февраля 1959 года опытные туристы не совершили ни одной ошибки. В сложившейся на тот момент походной ситуации они все делали абсолютно правильно.

ОНИ ПРОСТО НЕ МОГЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НИКАК ИНАЧЕ.

  • Другими словами, примерно в середине дня 1-го февраля 1959 года в районе лагеря группы в долине Ауспии ПРОИЗОШЛО НЕЧТО, заставившее туристов без промедления действовать по сценарию «шести ошибок Игоря Дятлова».

Именно на этих условиях построил свой собственный «криминальный вариант трагедии» известный уральский турист Николай Устиновский. По его мнению, все непонятные действия туристов УПИ легко объясняются, если, начиная с верховий Ауспии, группе Игоря Дятлова пришлось скрываться от смертельно опасной погони.

Северный Урал. Истоки реки Ауспия. Район перевала Группы И. Дятлова. Фрагмент карты Р-40-083.
Северный Урал. Истоки реки Ауспия. Район перевала Группы И. Дятлова. Фрагмент карты Р-40-083.

Например, из-за реальной угрозы нападения на туристов какого-то вооруженного отряда.

Не скрою, в первый момент моя реакция на подобное предположение была крайне отрицательной. В конце концов, мое мнение по поводу всех криминальных гипотез гибели группы Игоря Дятлова читателям уже известно, тем более что в итоге Николай Устиновский делает все тот же классический вывод - туристов сознательно уничтожили члены какой-то армейской спецгруппы, которые перепутали дятловцев с беглыми заключенными. О таком варианте трагедии уже говорилось ранее, и согласиться с ним я не мог ни в коем случае.

Правда, до этого все сценарии возможной расправы над туристами строились, исходя из ситуации внезапного нападения на палатку, уже стоявшую на склоне горы Холатчахль. Но ведь Николай Устиновский предложил совсем другой вариант событий: какое-то относительно продолжительное время туристы убегали и прятались, а вооруженный отряд их преследовал. Внимательно обдумав подобный вариант, я с удивлением обнаружил, что именно в такую схему прекрасно вписываются абсолютно все перечисленные выше «ошибки Игоря Дятлова». Естественно, уже не как ошибки, а как единственно возможный порядок правильных действий. Если честно, то именно такой подход к трагедии сразу же объяснил мне абсолютно все несуразности в поведении дятловцев.

Оригинал статьи размещен в апрельском номере журнала Уральский следопыт за 2010 год здесь
http://www.uralstalker.com/uarch/us/2010/04/14
-4
Автор Дмитрий Тиунов
Родился в 1952 г. Выпускник радиофака УПИ 1974 г. Профессиональная деятельность — сотрудник Авиакосмического агентства (г. Екатеринбург). В настоящее время пенсионер. Туризм — мастер спорта международного класса. Заслуженный путешественник России. Председатель зональной маршрутно-квалификационной комиссии.
Родился в 1952 г. Выпускник радиофака УПИ 1974 г. Профессиональная деятельность — сотрудник Авиакосмического агентства (г. Екатеринбург). В настоящее время пенсионер. Туризм — мастер спорта международного класса. Заслуженный путешественник России. Председатель зональной маршрутно-квалификационной комиссии.
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.