Найти в Дзене
Поговорим о WoT

Мультфильм «Фиксики» глазами психолога

Оглавление

Я поискал информацию в интернете и собрал в статье.

В СССР мультфильмы показывали строго в определённое время, которое устанавливалось программой передач. Тогда родители даже не задумывались о том, что нужно оценивать качество и количество мультфильмов, которые смотрит ребёнок.

Современным же мамам и папам «достаётся» гораздо больше: выбор мультиков огромный, да и смотреть их можно хоть круглосуточно. А психологи и врачи в один голос утверждают, что надо очень внимательно относиться к современным мультфильмам.

В этой статье разговор пойдёт об очень популярном мультфильме «Фиксики». И посмотрим мы на него не глазами пап, мам и ребёнка, а глазами профессионального психолога.

Параметры, по которым психологи оценивают мультфильмы

На самом деле таких параметров не так много:

1) морально-нравственный

В мультфильме должно быть чётко определено, кто положительный герой, а кто отрицательный.

Поступки героев не должны быть размыты, это значит, что положительный герой не должен поступать плохо. А если он сделал что-то неприемлемое, то такие действия не остаются безнаказанными.
Поступки героев не должны быть размыты, это значит, что положительный герой не должен поступать плохо. А если он сделал что-то неприемлемое, то такие действия не остаются безнаказанными.

Для развития нравственности нужно, чтобы ребёнок сопереживал герою мультика. Сюжет не должен вызывать ненависти или злорадства.

2) познавательный

Для детей важно, чтобы сюжет был логически выстроен: не было перескакивания с одной сюжетной линии на другую.

В мультфильмах обязательно должен быть понятный детский качественный юмор.

3) эмоциональный

Эмоции, которые передаются в мультфильме, должны соответствовать возрасту: младшим детям доступно понимание простых однозначных эмоций, а старшим детям – более сложных, например, «слёзы счастья».

В мультфильме все средства, с помощью которых передаются эмоции: мимика, цвет, музыка – должны гармонировать. Ребёнку не будет понятно, когда герой веселится, а музыка грустная, и наоборот.

4) модели поведения персонажей

Персонажи должны быть узнаваемыми, не должно быть очень много образов одного и того же героя. Если герой – это одновременно и машина, и робот, и животное, то ребёнок может вообще перестать узнавать его.

Особенно это актуально для маленьких детей в возрасте 3-6 лет. Но и более старшему ребёнку потребуются объяснения происходящей трансформации.

События, о которых рассказывает мультфильм, должны чему-то научить героя. Это могут быть новые знания, переживания. История, которая ограничивается лишь внешними эффектами, не несёт ценности для развития ребёнка.
События, о которых рассказывает мультфильм, должны чему-то научить героя. Это могут быть новые знания, переживания. История, которая ограничивается лишь внешними эффектами, не несёт ценности для развития ребёнка.

Разбираем мультфильм «Фиксики»

С тем, на что нужно обращать внимание при выборе мультфильма, разобрались. Поэтому перейдём к главному – оценим мультфильм «Фиксики».

Пойдём по списку.

1) Морально-нравственный показатель

В этом мультике нет ярко выраженного отрицательного персонажа. Всех персонажей можно считать положительными. Все герои разные, у каждого свой характер. Так и бывает в обычной жизни.

Герои мультика могут совершать не очень хорошие поступки, например, обидеть кого-нибудь или сказать неправду родителям. Очень часто именно такой поступок и служит завязкой сюжета. В конце же серии тот герой, который поступил плохо, понимает это и исправляется.

2) Познавательный показатель
2) Познавательный показатель

В мультфильме создана повседневная обстановка, это понятно и доступно для ребёнка. Каждая серия – логически выстроенная маленькая история с простым сюжетом.

С юмором в мультике тоже всё в порядке. Смешные для ребёнка моменты могут быть как в диалогах, так и поступках героев.

3) Эмоциональный показатель

Эмоции, которые присутствуют в мультфильме простые и понятные:

  • радость,
  • смех,
  • слёзы,
  • переживание родителей за детей и детей за родителей,
  • радость победы,
  • неловкость от обмана.
Музыкальное сопровождение в мультфильме очень насыщенное, при этом всегда в нужном месте.
Музыкальное сопровождение в мультфильме очень насыщенное, при этом всегда в нужном месте.

4) Модели поведения персонажей

Герои мультика – выдуманные, это ни люди, ни животные, ни машины и роботы. У них есть своё название – Фиксики. По образу жизни Фиксики напоминают людей. Понятно, кто девочка, кто мальчик, у них есть родители и дедушка.

Учит ли ситуация, в которую попадает герой, чему-нибудь? Ответ: да. И это не только знания из области техники, но и обязательно какие-нибудь моральные и нравственные правила.

Например, в серии про SMS, Нолик и Симка объясняют Дим Димычу не только то, как происходит отправка SMS, но и то, что читать чужие письма и SMS нельзя.

Давайте подводить итоги.

Полезное в мультике, по мнению психолога:

1. Истории из повседневной жизни, которые понятны ребёнку.

2. Продолжительность серии не больше 7 минут.

3. Редкий мультик, в котором дети и родители почти всегда вместе, это касается как детей Фиксиков, так и мальчика Дим Димыча. А у Фиксиков есть ещё и дедушка, к мнению которого прислушиваются и взрослые, и дети.

4. Кроме отношений дети – взрослые, в мультфильме много внимания уделено взаимоотношениям брат – сестра, они могут спорить, ссориться, но в итоге всегда мирятся
4. Кроме отношений дети – взрослые, в мультфильме много внимания уделено взаимоотношениям брат – сестра, они могут спорить, ссориться, но в итоге всегда мирятся

5. В мультфильме доступно и интересно рассказывают про то, как работают разные приборы и предметы. Есть серии, посвящённые правильному питанию, мытью рук, уборке в комнате.

6. Из многих ситуаций Фиксики и Дим Димыч пытаются найти выход самостоятельно. А если не получаются, обращаются к старшим. Это хороший пример для подражания.

7. У всех в мультфильме есть обязанности: проверка приборов, посещение школы. Игры только после всех дел.
7. У всех в мультфильме есть обязанности: проверка приборов, посещение школы. Игры только после всех дел.

8. Отдельно нужно отметить музыкальное сопровождение: не так часто можно встретить мультфильм, в котором такое огромное количество позитивной, поднимающей настроение, музыки.

Что вредного видит психолог для ребёнка в мультике

В мультфильме «Фиксики» очень много полезного, но и здесь можно найти «ложку дёгтя».

Родители Дим Димыча не знают о Фиксиках, поэтому ему иногда приходится обманывать, чтобы объяснить какую-нибудь ситуацию. А кроме того, его незаслуженно хвалят за то, что он не делал.

Можно ли отнести «Фиксиков» к мультфильмам, рекомендованным психологами?

Да, можно. Но тут нужно сделать поправку на возраст.

До трёх лет – нельзя, не только «Фиксиков», но и любые другие мультфильмы.

С трёх до шести может быть не всё понятно, нужно правильно подобрать серии для просмотра.

С шести лет – оптимально, ребёнок поймёт всё, о чём рассказывает мультфильм: и взаимоотношения персонажей, и строение техники.

Каждый мультфильм перед тем, как попасть на глаза ребёнку, должен быть изучен родителями. Напишите, пожалуйста, в комментариях на что ориентируетесь вы, когда выбираете мультик. Сколько времени ваш ребёнок проводит перед экраном?