Я поискал информацию в интернете и собрал в статье.
В СССР мультфильмы показывали строго в определённое время, которое устанавливалось программой передач. Тогда родители даже не задумывались о том, что нужно оценивать качество и количество мультфильмов, которые смотрит ребёнок.
Современным же мамам и папам «достаётся» гораздо больше: выбор мультиков огромный, да и смотреть их можно хоть круглосуточно. А психологи и врачи в один голос утверждают, что надо очень внимательно относиться к современным мультфильмам.
В этой статье разговор пойдёт об очень популярном мультфильме «Фиксики». И посмотрим мы на него не глазами пап, мам и ребёнка, а глазами профессионального психолога.
Параметры, по которым психологи оценивают мультфильмы
На самом деле таких параметров не так много:
1) морально-нравственный
В мультфильме должно быть чётко определено, кто положительный герой, а кто отрицательный.
Для развития нравственности нужно, чтобы ребёнок сопереживал герою мультика. Сюжет не должен вызывать ненависти или злорадства.
2) познавательный
Для детей важно, чтобы сюжет был логически выстроен: не было перескакивания с одной сюжетной линии на другую.
В мультфильмах обязательно должен быть понятный детский качественный юмор.
3) эмоциональный
Эмоции, которые передаются в мультфильме, должны соответствовать возрасту: младшим детям доступно понимание простых однозначных эмоций, а старшим детям – более сложных, например, «слёзы счастья».
В мультфильме все средства, с помощью которых передаются эмоции: мимика, цвет, музыка – должны гармонировать. Ребёнку не будет понятно, когда герой веселится, а музыка грустная, и наоборот.
4) модели поведения персонажей
Персонажи должны быть узнаваемыми, не должно быть очень много образов одного и того же героя. Если герой – это одновременно и машина, и робот, и животное, то ребёнок может вообще перестать узнавать его.
Особенно это актуально для маленьких детей в возрасте 3-6 лет. Но и более старшему ребёнку потребуются объяснения происходящей трансформации.
Разбираем мультфильм «Фиксики»
С тем, на что нужно обращать внимание при выборе мультфильма, разобрались. Поэтому перейдём к главному – оценим мультфильм «Фиксики».
Пойдём по списку.
1) Морально-нравственный показатель
В этом мультике нет ярко выраженного отрицательного персонажа. Всех персонажей можно считать положительными. Все герои разные, у каждого свой характер. Так и бывает в обычной жизни.
Герои мультика могут совершать не очень хорошие поступки, например, обидеть кого-нибудь или сказать неправду родителям. Очень часто именно такой поступок и служит завязкой сюжета. В конце же серии тот герой, который поступил плохо, понимает это и исправляется.
В мультфильме создана повседневная обстановка, это понятно и доступно для ребёнка. Каждая серия – логически выстроенная маленькая история с простым сюжетом.
С юмором в мультике тоже всё в порядке. Смешные для ребёнка моменты могут быть как в диалогах, так и поступках героев.
3) Эмоциональный показатель
Эмоции, которые присутствуют в мультфильме простые и понятные:
- радость,
- смех,
- слёзы,
- переживание родителей за детей и детей за родителей,
- радость победы,
- неловкость от обмана.
4) Модели поведения персонажей
Герои мультика – выдуманные, это ни люди, ни животные, ни машины и роботы. У них есть своё название – Фиксики. По образу жизни Фиксики напоминают людей. Понятно, кто девочка, кто мальчик, у них есть родители и дедушка.
Учит ли ситуация, в которую попадает герой, чему-нибудь? Ответ: да. И это не только знания из области техники, но и обязательно какие-нибудь моральные и нравственные правила.
Например, в серии про SMS, Нолик и Симка объясняют Дим Димычу не только то, как происходит отправка SMS, но и то, что читать чужие письма и SMS нельзя.
Давайте подводить итоги.
Полезное в мультике, по мнению психолога:
1. Истории из повседневной жизни, которые понятны ребёнку.
2. Продолжительность серии не больше 7 минут.
3. Редкий мультик, в котором дети и родители почти всегда вместе, это касается как детей Фиксиков, так и мальчика Дим Димыча. А у Фиксиков есть ещё и дедушка, к мнению которого прислушиваются и взрослые, и дети.
5. В мультфильме доступно и интересно рассказывают про то, как работают разные приборы и предметы. Есть серии, посвящённые правильному питанию, мытью рук, уборке в комнате.
6. Из многих ситуаций Фиксики и Дим Димыч пытаются найти выход самостоятельно. А если не получаются, обращаются к старшим. Это хороший пример для подражания.
8. Отдельно нужно отметить музыкальное сопровождение: не так часто можно встретить мультфильм, в котором такое огромное количество позитивной, поднимающей настроение, музыки.
Что вредного видит психолог для ребёнка в мультике
В мультфильме «Фиксики» очень много полезного, но и здесь можно найти «ложку дёгтя».
Родители Дим Димыча не знают о Фиксиках, поэтому ему иногда приходится обманывать, чтобы объяснить какую-нибудь ситуацию. А кроме того, его незаслуженно хвалят за то, что он не делал.
Можно ли отнести «Фиксиков» к мультфильмам, рекомендованным психологами?
Да, можно. Но тут нужно сделать поправку на возраст.
До трёх лет – нельзя, не только «Фиксиков», но и любые другие мультфильмы.
С трёх до шести может быть не всё понятно, нужно правильно подобрать серии для просмотра.
С шести лет – оптимально, ребёнок поймёт всё, о чём рассказывает мультфильм: и взаимоотношения персонажей, и строение техники.
Каждый мультфильм перед тем, как попасть на глаза ребёнку, должен быть изучен родителями. Напишите, пожалуйста, в комментариях на что ориентируетесь вы, когда выбираете мультик. Сколько времени ваш ребёнок проводит перед экраном?