Найти в Дзене
Научпоп

Массивный 777x Боинг со складным крылом только что взлетел в первый раз

25 января Boeing 777x совершил свой первый полет в Эверетте, штат Вашингтон. Когда он находится на земле, его крылья складываются вверх.
25 января Boeing 777x совершил свой первый полет в Эверетте, штат Вашингтон. Когда он находится на земле, его крылья складываются вверх.

В субботу Boeing впервые совершили полет на своем новейшем пассажирском самолете, и после приземления в Сиэтле его кончики крыльев сделали что-то новое в мире коммерческой авиации: они свернули вверх, когда самолет все еще катился по асфальту.

Когда в эксплуатацию вступит новый широкофюзеляжный 777x, он будет вмещать до 426 человек в самой длинной из двух конфигураций. Но хотя размер фюзеляжа самолета позволяет перевозить так много людей, именно дизайн крыльев действительно отличает его от инженерной перспективы.

В обеих моделях нового самолета - 777-8 и 777-9 - длина крыльев будет составлять 71 метр. Это шире, чем крылья на существующих Boeing 777 или 787, и примерно вдвое превышает размах крыла у 737. С 777x Boeing приложит все усилия, чтобы создать такое длинное крыло по одной простой причине: это позволяет самолету быть более эффективным в полёте. И компания включила складывающиеся наконечники длиной 3,3 метра на каждое крыло - и справилась с дополнительным весом и сложностью, которые присущи самолету с такой функцией - просто для того, чтобы новый самолет мог поместиться у стандартных ворот аэропорта .

Подобно тому , как F/A-18 истребитель может сложить часть своих крыльев , чтобы занимать меньше места на авианосце, так и 777x управляет своим размером, так что он может вежливо освободить больше места в коммерческом терминале.

В воздухе более длинные крылья создают меньшее сопротивление, объясняет Марк Дрела, профессор аэронавтики и космонавтики в Массачусетском технологическом институте. «Крыло давит на воздух», - говорит он. «Чем длиннее размах крыльев, тем на больше количество воздуха он может надавливать».

Как работает физика, более длинное крыло требует меньшей мощности для создания такой же скороподъемности, по сравнению с более коротким крылом. Дрела сравнивает это явление с катанием на водных лыжах. Представьте себе водного лыжника с очень узкими лыжами - лодке потребуется много энергии, чтобы держать их на поверхности воды. Выход - более широкая лыжа. «У них будет меньше сопротивления в результате», говорит он; лодка сможет использовать меньше энергии.

Связанное с этим явление заключается в том, что длинные крылья также создают более слабые вихри - вращающийся воздух, который может образовываться на кончиках крыльев в результате толкания крыла.

Но в авиации ничего не бывает бесплатно: длинное крыло весит больше, чем короткое, что объясняет, почему производители самолетов, такие как Boeing, не дали своим 777 самолетам крылья длиной в 71 метр. Современные композитные материалы весят меньше, что позволяет использовать более длинные крылья, которые значительно легче, чем они были бы, если бы они были сделаны из алюминия. «Композитное крыло по своей природе легче, поэтому его вес меньше, - говорит Дрела, поэтому крыло может быть длиннее. (Механизмы, позволяющие складывать наконечники, увеличивают вес, но, очевидно, математика эффективности работает в пользу длинного складного крыла, а не более короткого, более традиционного.)