Найти тему
ВНИМАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Пассивная агрессия - что делать?!

Пассивная-агрессия – это скрытый способ выражения негативных чувств и эмоций человеком.

Например, человек постоянно старается избегать определенных людей, придумывает различные оправдания, чтобы не допустить контакта с ними, – это его способ выразить свою неприязнь или гнев по отношению к ним.

Человек может злиться, но говорить вам совершенно противоположное, тем самым не желая обсуждать проблему.

Либо человек может специально медлить с принятием решений или выполнением работы. Например, если вы попросили его решить какую-либо задачу, он будет откладывать ее до последней минуты, чтобы наказать вас.

Не исключено, что пассивный агрессор и сам не понимает, что делает это специально, но это уже предмет психотерапии.

Причина такого поведения, обычно кроется в родительской семье.

Например прямое выражение эмоций, особенно негативных, считалось неприемлемым. Родители не разрешали детям плакать, сердиться, расстраиваться, предпочитая делать вид, что негативных эмоций не существует или их срочно нужно заменить позитивными. Естественно, во взрослом возрасте это поведение закрепилось.

Возможно, к проявлению пассивной агрессии толкает ситуация. Не каждому начальнику можно сказать, что он не прав или открыто проявить агрессию. Или в армии командиру, или в школе учителю, или в подворотне толпе хулиганов, и т.п. В таких случаях открытое проявление агрессии может осуждаться, или даже быть опасным для человека, поэтому ищутся иные выходы.

Выбор легкого пути. Быть эмоционально открытым и осознавать, что с тобой происходит, не всегда легко. Пассивная агрессия довольно простой способ справиться со своими эмоциями, не выражая их напрямую.

Пассивная агрессия, это не что-то редкое. Это форма поведения есть у каждого. Ну, у меня точно. Хотите проверить? Пожалуйста - ответьте на вопросы:

Часто ли вы тихо сердитесь на других людей, когда недовольны чем-то?

Вы избегаете людей, на которых сердитесь?

Вы когда-нибудь переставали разговаривать с людьми, когда злились на них?

Вы откладываете решение задачи на потом, чтобы наказать кого-нибудь?

Часто ли вы используете сарказм, чтобы не участвовать в важных разговорах?

Агрессия может быть в вопросах:

«Почему ты не подумал об этом раньше?», «Вы с ума сошли?» (конечно, если он действительно не человек с диагнозом).

Такие пассивно-агрессивные вопросы заставляют собеседника защищаться. В результате вы не получаете ответ, и можете ухудшить отношения с человеком.

Подобное поведение также возникает, когда вы хотите чего-то, но не говорите о своем желании напрямую.

«Мне жаль, что я не смогу позволить себе такую машину, потому что все мои деньги уходят на лекарства». Подобный комментарий заставляет человека почувствовать себя виноватым.

Возможно это комплимент с поддекстом: «Ну, машина, конечно, не самая хорошая, но главное ведь новая, верно?».

Что сделать, чтобы изменить свое поведение, если оно вам мешает.

Осознать, что происходит. Обращайте внимание на то, что происходит внутри, когда вы негативно реагируете на разных людей и ситуации.

Дайте себе время для внесения изменений.

Научитесь выражать себя. Конфликт – неотъемлемая часть жизни, и знание, как эффективно выражать свои чувства способствует развитию умения его улаживать.

Но это то, что касается нас самих, а что же делать если мы сталкиваемся с таким поведением в других людях.

Часто это может выражаться в следующем:

  • Намеренные ошибки.
  • Враждебное отношение, не проявляющееся явно.
  • Жалобы на несправедливость.
  • Смешивание комплиментов и критики.
  • Психологические удары исподтишка.
  • Намеренное молчание.
  • Злорадство.
  • Упрямство.
  • Непрямые просьбы (косвенные или через третьих лиц: «Скажи ему, что…).
  • Саботаж.
  • Конфликтные вопросы.
  • Подсчет ваших ошибок.
  • Игра в жертву.

Первым желанием, с нашей стороны обычно выступает открытая агрессия. Порой это и правда единственный способ, но что, если не хочется портить отношения.

Первый способ – сделать вид, что вы ничего не замечаете. Такой подход хорош в том случае, если вы достаточно спокойный и мудрый человек. И в самом деле, если вы знаете, что собеседник просто запутался в своей психике и не может выражать свои эмоции адекватно, зачем на него сердиться? Эта стратегия быстро приводит человека в чувство, потому что в тайне он надеется на конфликт, а доброе отношение очень часто разбивает горы агрессии.

Второй способ – максимально дистанцироваться от человека. Но опять же, эта стратегия работает только если он ничего для вас не значит.

Третий способ – попытайтесь понаблюдать за шаблонами поведения человека. Их, скорее всего, не больше десяти. Следите за своими чувствами. В какой-то момент, когда у вас обоих хорошее настроение, скажите, что хотите выразить некоторое недовольство тем, как этот человек ведет себя в последнее время. Еще раз, главное условие – прекрасная атмосфера. Человек, возможно, будет все отрицать, и это нормально. Но он обратит на нее внимание. На подкорке запомнит вашу критику и если будет применять ее, то признает для себя, что вы были правы, а ему тяжело это допустить.