Наверное, у каждого найдётся свой претендент на это звание, но путешественники обычно имеют в виду одно определённое место.
Какое худшее место в пассажирском авиалайнере? Если представить себе эконом-класс, то внутренний голос прошепчет: «Каждое».
Поскольку цель любой авиакомпании – максимизация прибыли, то стремление увеличивать количество посадочных мест в салонах самолетов вполне понятно. А вот пассажира в буквальном смысле это ущемляет. Сидения не позволят комфортно расположиться, колени упираются, локти некуда деть, а если откинуть спинку назад, то это может привести к конфликту с человеком позади.
Но даже в этих адских условиях некоторые места гораздо хуже других. Например, на фоне несколькочасового перелёта в самом хвосте самолёта путешествие Данте по девяти кругам ада покажется лёгкой прогулкой.
Почему именно последний ряд?
Давайте посмотрим на все недостатки.
Опытные путешественники отмечают, что в самом последнем ряду невозможно в полной мере откинуть спинку, если это вообще возможно (чаще всего совсем нельзя). Также весьма высока вероятность того, что рядом даже не окажется окошка, а это значит, что вы не сможете разглядывать проплывающие облака, пока мысленно сокрушаетесь, что вам досталось такое место.
Но это ещё не всё. Самое страшное впереди (точнее позади).
В самом хвосте самолета рядом с вами почти наверняка окажется туалет. А это значит, что в непосредственной близости от вас рано или поздно может образоваться очередь из возмущающихся «почему так долго?» людей. Не исключено, что придётся «наслаждаться» звуками смывания туалета и сопутствующими запахами.
Плюс к этому, на большинстве самолетов кухня тоже расположена сзади. А это значит, что придётся потерпеть постоянную суету стюардесс вместе с их болтовнёй. А если рейс долгий, то придёт время разогрева горячего питания. В этот момент запахи еды эконом-класса начнут смешиваться с запахами из туалета. Просто восхитительные ощущения!
Так что более сильные ощущения от турбулентности в задней части самолёта должны уже показаться пустяком.
Ну и ещё одна мелочь. Если у вас стыковочные рейсы близко по времени, возможно, вам придется уговаривать бортпроводниц быстро сопроводить вас к выходу при посадке, чтобы не терять время, стоя в очереди на выход.
Но существует ещё одно место, которое многие люди назовут ужасным.
Это среднее место в любом ряду. Если соседи попадутся не самые вежливые, то к концу полёта вы будете желать самого худшего. К тому же, сидя по середине, у вас не будет возможности ни беспрепятственно встать и пройтись, ни посмотреть в окошко.
Совместим эти два мнения вместе, и окажется, что место по середине в последнем ряду самолета – самое худшее место из всех.
Но давайте поиграем в адвоката дьявола и скажем пару слов в защиту последнего ряда. Точно никто не сможет пинать весь перелёт вашу спинку. А если достанется сиденье «у окна» (которого нет), то вполне можно будет прислонить голову в уголок и вздремнуть.
Ещё один плюсик. Многие пассажиры активно избегают бронирования мест в хвосте, и частенько может сложиться ситуация, что весь ряд окажется в вашем распоряжении и после взлёта там можно будет удобно развалиться.
Конечно, авиакомпании отлично понимают, что есть места получше и похуже, и с радостью взимают дополнительную плату за выбор места. Часто опция выбора места за дополнительную плату при бронировании автоматически включена, если вы не найдёте, где её отключить и не сделаете это. Так что будьте внимательны и осторожны при бронировании билета.
Для тех, кому интересно, где в самолётах расположены плохие и хорошие места даже создали сайт SeatGuru, на котором есть карты посадочных мест самолетов почти всех крупных авиакомпаний, где наихудшие места отмечены красным цветом. Ссылку оставлю в комментариях.
Но комфорт – это одно, а безопасность – совсем другое. Существуют исследования, которые показали, что в авиакатастрофе в хвосте самолёта, как правило, шанс выжить больше. Однако, прежде чем бронировать место в заднем ряду, нужно понимать, что есть и немало других исследований, которые оспаривают такие выводы.
Но один факт неоспорим: выбирая прямой рейс, вы сводите к минимуму количество взлетов и посадок, а это именно те моменты, когда и происходит большинство аварий.