Середина XVI в. считается временем наивысшего военного могущества Московского государства, которое именно тогда превратилось в империю, поглотив почти все остатки Золотой Орды.
Примечательно, что эти военные успехи были достигнуты армией, к этому периоду максимально отатаренной. Основу московской армии составила средняя и тяжелая конница, отслуживавшая свои земельные наделы с работавшими на них крестьянами. Многочисленные письменные источники, музейные коллекции оружия и европейские изображения воинов-московитов позволяют увидеть ее облик.
Менее состоятельные воины служили в средней коннице, основным оружием которой являлись лук со стрелами татарского образца, хранившиеся в узорных налучах и колчанах — истинных шедеврах мастерства московских кожевников, в том числе и татарского происхождения. Сабли ковали в Москве, но их не хватало, потому покупались привозные — в основном изготовленные на Востоке, в Иране и Турции, а также Крыму и на Северном Кавказе. Монгольская традиция обязательного ношения большого боевого ножа выразилась в применении длинных «подсаадачных» ножей. Популярны были боевые топорики, клевцы и кистени.
Наступательное вооружение тяжелого конника было совершенно таким же, только лучшего качества, чаще импортным и соответственно — более дорогим.
Корпус воина защищала кольчуга, часто старая, наследственная, а также простеганный кафтан с высоким воротником и широкими рукавами до локтя. Нередко кроме шерсти или кудели такой доспех прокладывали пластинками железа или кусочками, оставшимися от разорванной кольчуги. Русское название этого доспеха — тегелей — прямо восходит к монгольскому слову «дегель» («халат», «кафтан») и мягкому монгольскому панцирю — хатангу дегель.
Доспех был разнообразен и солиден. Основу его составлял кольчужно-пластинчатый панцирь. Нередко бронирование имело два-три слоя. Сначала надевали кольчугу с длинными рукавами и подолом; поверх — «намет» — кафтан, крытый яркой узорной тканью, отороченный позументом, дорогим мехом; а затем, сверху намета — безрукавный бехтерец с коротким кольчужным подолом. Нередко носили створчатые наручи (базубанд) и наголенники (бутурлык). Значительно реже московиты применяли пластинчато-кольчужные набедренники-наколенники (дизлык).
Московские тяжелые конники носили шлемы только восточного типа либо импортные восточные.
Великолепное конское снаряжение было по устройству также татарским. Но сами предметы этого снаряжения были русской работы либо, если позволяли средства, приобреталось в Турции и Иране.
Конский доспех в Московии совсем не применяли. Только в конце XVII в. из Турции были завезены для дворцового парадного обихода несколько сравнительно скромных чалдаров — бархатных стеганых попон, обшитых фигурными стальными пластинками.