Найти в Дзене
ArmInfo

Связь между самоубийствами экс-силовиков должна стать основной версией правоохранителей

АрмИнфо.Политический аналитик, член Общественного совета при Полиции Армении Саро Сароян в интервью АрмИнфо комментирует недавние случаи смерти экс-силовиков, некоторые нюансы работы отечественных спецслужб. Делится собственным видением преодоления новых угроз и вызовов национальной безопасности Армении.

Представляет точку зрения относительно эффективности и целесообразности, принятых на днях поправок в различных законах страны.

С момента обретения Арменией независимости в республике произошел ряд убийств высокопоставленных лиц, причем, практически все уголовные дела остались нераскрытыми по сей день. После смены власти в стране при аналогичных обстоятельствах имели место уже две смерти силовиков: Айка Арутюняна и Георгия Кутояна. А в России подорвался на газе экс-начальник Полиции Еревана Ашот Карапетян. Власти, судя по всему, ведут дело к самоубийству, общество склонно видеть во всех этих смертях единую цепь. Каково Ваше видение ситуации?

Ситуация действительно весьма сложная и связана с тем, что начавшиеся в 2018 году политические трансформации не только не завершились, но и еще более запутались. И смерти бывших силовиков в последний период действительно дают повод множеству версий. Одновременно большую часть общества утверждения действующей администрации относительно отсутствия фактов в пользу наличия единой цепочки данных смертей не убеждают. Если даже мы примем официальную версию о самоубийстве данных лиц - носителей секретной информации, очевидно, что в основе фактов их смерти лежат различные политические причины. Также очевидно наличие  весьма серьезных внутренних и внешних политических кругов незаинтересованных в распространении, даже уничтожении информации, которой владели покойные.

Параллельно отсутствие у армянских спецслужб степени профессионализма, позволяющего им пресекать серьезные вызовы безопасности нашей страны, давно известный факт. Армения видела 27 октября, 1 марта, низвержение конституционного порядка, Апрельскую войну, восстание против диктатуры, Бархатную революцию и т.д. Для всех этих событий была плодородная почва: узурпация власти, тысячи преступлений, преступная бездеятельность, упущения, системная коррупция, расшатывающая основы нашей государственности, деятельность внешних сил и т.д. Все это представляется результатом деятельности наших спецслужб вполсилы, точнее результатом их бездеятельности.  Одно лишь отсутствие раскрытия случаев прослушки директора СНБ и утери важнейших документов уже говорит о полном отсутствии в Армении спецслужб в качестве института. И самоубийство экс-директора СНБ само по себе в качестве алогичного и ненормального явления стало еще одним доказательством представленной мною истины. В подобной ситуации возможность имитации самоубийств и самоубийств под давлением и угрозами, по сути, являющихся политическими убийствами, была ожидаема. Представленная картина уже демонстрирует, что связь между самоубийствами не только не следует исключать, но и необходимо установить как основную версию при их расследовании правоохранительными органами.  

Нюансы работы спецслужб не обсуждались в контексте принятого на днях законопроекта о предоставлении Полиции возможности заниматься прослушкой граждан в открытом режиме разве что очень ленивыми гражданами. Информация, распространенная в интервью экс-начальником Главного управления СНБ по защите Конституции, общественного порядка и борьбе с терроризмом генерал-майором Тиграном Барсегяном раскрыла обществу многие методы работы СНБ. Представляется, что в нашей стране в последнее время чересчур уж открыто стали говорить о работе спецслужб. Исходит ли это из интересов нашего общества и государства?

Сосредоточивание общественного внимания на спецслужбах естественное и непреодолимое явление. Этому способствует формальный характер существования в стране органов национальной безопасности, их отсутствие в содержательном смысле, периодические новые вызовы национальной безопасности Армении, заинтересованность внешних и внутренних сил в ее дестабилизации, смена политической системы, а также увеличение зависимости политического руководства страны.

Подобное положение дел – следствие недостатка безопасности среди граждан, но никогда обыкновенного любопытства или искусственного влияния на общество в вопросе СНБ. Именно это является причиной решения о предоставлении Полиции права самостоятельного прослушивания. Естественно, что если бы не недостаток безопасности, это право никогда бы не было предоставлено иному государственному органу. Весь спрос бы удовлетворялся СНБ.

Параллельно хочу отметить, что сегодня внимание сосредоточено не на законных и секретных методах и средствах работы спецслужб, что было бы ненормально и недопустимо, а на их бесплодной, зачастую, весьма опасной деятельности. Убежден, что общественность должна быть требовательной в отношении обеспечения государством собственной безопасности. И в ситуации, когда в стране один за другим совершают самоубийства бывшие главы Полиции и СНБ общество просто обязано весьма остро на это реагировать. 

В Армении в последнее время наблюдается приток граждан Индии, Ирана, арабских стран, исповедующих мусульманство. По некоторым данным эти люди уже ведут себя в определенных эпизодах агрессивно. И это в условиях, когда мусульмане есть и среди наших соотечественников - граждан Армении. Здесь уместно напомнить, что военнослужащий 102-й РВБ был убит в Гюмри именно армянином мусульманином. Не создает ли, на Ваш взгляд, подобный приток представителей «исламского возрождения» в Армению дополнительные проблемы нашей безопасности и объем работы нашим спецслужбам?

Вы сейчас отметили такой новый вызов, о наличии которого я недавно говорил. Миграция сегодня бросила перчатку стабильности государственного и общественного порядка в мировом масштабе. Отдельные надгосударственные организации и даже государства, к примеру, соседняя с нами Турция, приспосабливают миграцию служению собственным интересам. Европа вообще сегодня страдает от миграции.

В этом свете, вполне естественно, что небольшие, такие как наши 2-3 миллионные общества, перед угрозами которые несет миграция, довольно бессильны. Вы отметили лишь один компонент этой угрозы – фактор вероисповедания. Меж тем как подобных факторов множество. Один единственный мигрант способен стать распространителем такого вируса, который превысит ущерб, нанесенный тысячами мигрантов. И государство должно быть готовым всему этому противостоять. А в условиях отсутствия спецслужб, бессмысленно говорить и о степени нашей сопротивляемости подобным вызовам.

Нам остается лишь вверить собственную безопасность сверхдержавам, обеспечивающим охрану наших границ, эксплуатирующим на нашей территории секретные биологические лаборатории и т.д. Мир уже давно живет в условиях верховенства спецслужб. И критерии оценки независимости и суверенитета того или иного государства исходят от степени состоятельности его  спецслужб. Или же степени ее зависимости от спецслужб иных стран.  

22 января парламент одобрил законопроект, который вводит уголовную ответственность – до 10 лет тюрьмы за принадлежность к высшей касте криминальной иерархии в отношении "воров в законе". Какими видятся, в этом свете, перспективы борьбы с воровскими понятиями Вам. Достаточно ли одного закона или здесь необходимы более глубинные процессы?

Воровские нравы – следствие нашей культуры. Культуры унаследованной нами от СССР. Среди наших соотечественников из диаспоры, возможно, проявляются иные элементы уголовной культуры, но никогда не воровские нравы. В этом смысле, внедрение некоторых карательных и защитных, формальных законодательных механизмов является важным шагом. Важным, но не главным. Заменить культуру законами невозможно. И глубинные изменения в нас возможны лишь в результате смены системы ценностей. А это возможно посредством пропагандирования общечеловеческих и национальных ценностей, образования, воспитания, обмена опытом, внедрения иного образа жизни.

В условиях наличия сегодня на телеэкранах, освещающих и демонстрирующих воровские нравы и преступную среду, культивирующих человеческие пороки сериалов, человеческих проявлений неравности как жизненного кредо, избавление от воровских понятий невозможно. Однако, все не так уж и плохо. Есть и повод для оптимизма. В сравнении с другими обществами на постсоветском пространстве, ситуация в Армении выглядит намного лучше. По причине более глубоко сидящих в нас: гостеприимства, взаимопомощи, сочувствия и сопереживания, воровские нравы нарушают нашу общественную жизнь лишь частично. К примеру, многие наши юноши сегодня живут мечтой достичь удачи в создании новых видов роботов, а не стремлением занять место в воровском мире. Убежден, что в случае проведения четкой, комплексной государственной политики, порочные воровские нравы можно вырвать с корнем и отправить на свалку.  

Согласно, принятому парламентом во втором и окончательном чтении проекту изменений в законе "Об общественной службе", возрастной ценз для советников государственных руководителей в Армении понижен с 30 до 25 лет.Как может сказаться подобное омоложение нашего руководства на работе госструктур, включая высшее руководство страны?

В целом, данные законодательные регулировки являются результатом определенного мышления. Бархатная революция стала реальностью в первую очередь благодаря молодежи. Это дало возможность формированию среди нас в отношении молодежи доверия и симпатии. При этом, вращаясь, этот ком снега собрал на себя немало мусора и грязи. Как результат сегодня мы дошли до положения, когда зачастую принимаются алогичные, необоснованные, нередко опасные решения. А отдельным молодым людям доверяются сферы, в которых они никак не могут себя даже проявить. Пренебрежение социального опыта всегда приводит к негативным последствиям. И между назначенным на одну и ту же должность в 25 или 45 лет человеком есть существенная разница.

Убежден, что многие чиновники или депутат принимали бы более эффективные и беспроблемные решения, если бы имели более богатый жизненный опыт. Очевидно, что процесс вовлечения молодых людей на разные должности является итогом политических убеждений и мышления руководства страны. В частности, как наиболее безопасное рассматривается управление ряда сфер интеллектуальной, но не имеющей опыта и, соответственно, находящейся в зависимости, молодежью. Чем профильными, но волевыми специалистами. Подобная политика, безусловно, имеет отрицательные последствия. Со временем, данный снежный ком вполне может собрать на себя весь попутный мусор, испачкав даже чистый снег. Надеюсь, что подобной политике все же будет положен конец.