Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Одновременно Грумман начал серийное производство палубных истребителей F-14 Tomcat. Они были единственными носителями дальнобойных ракет воздух-воздух Феникс с дальностью пуска 185км.
Конечно, нужно было отрабатывать взаимодействие самолёта ДРЛО и дальнего перехватчика. И эти самолёты имели возможность обмениваться радиолокационной информацией и ретранслировать её на другие истребители, БИУС NTDS авианосцев, а позднее и БИУС Aegis (Иджис).
Самолёты F-14 Томкет сопровождают Е-2С Хокай
Конечно, при патрулировании Коты держались в сторонке от Ястребиного глаза, чтобы не мешать ему. Такая связка патрулировала на ракетоопасном направлении на удалении 120км от авианосца. В состав авиагруппы авианосца обычно входит четыре E-2C. Один-два всегда находятся на лётной палубе в высокой степени готовности.
Тросы рвутся не только у Кузи. Здесь экипаж и самолёт не погибли, но пострадали 8 моряков, которых ударил лопнувший трос аэрофинишёра.
Всего было выпущено около 200 E-2С. Они поставлялись: ВВС Израиля – 4; Франции-2; Японии -13; Египта -5; Сингапура – 4; Тайваня-4. Израиль сделал свой самолёт ДРЛОиУ на базе Гольфстрима и продал 3 из 4-х Хокаев Мексике.
На сегодняшний день самая продвинутая модификация E-2D Advanced Hawkeye
Дозаправка E-2D самолётом F/A-18
Помимо само собой разумеющегося более совершенного локатора и другой электроники он оснащён системой дозаправки в воздухе (на нем решена проблема «ведра», даже есть камбуз, в связи с увеличенной продолжительностью патрулирования). Но главное его достоинство в реализации концепции «сетецентрических войн», в части касающейся, за счет плотной интеграции с МСУО (многофункциональной системой управления оружием) NTDS/ACDS авианосцев и AEGIS Иджис-кораблей.
Боевое применение E-2C
Война во Вьетнаме 1965-1973 годы – ни один вылет палубной авиации не обходился без участия E-2C, они постоянно патрулировали в воздухе и совместно с EC-121 обеспечивали управление налётами.
Обеспечивал действия палубной авиации в Ливии, принимал участие в операции Медведка-19 по разгрому группировки ПВО Сирии в Долине Бекаа в 1982 году.
Активно использовался Израилем в очень многих операциях. В сети, даже во многих источниках, претендующих на серьёзность, гуляет байка об уничтожении E-2C сирийским С-200 под управлением советского расчета. Называются 220 зенитный ракетный полк и его командир полковник Тетерев. Вот только сам полковник запаса Тетерев Иван Иванович в своей статье это не подтверждает, а говорит о том, что после первого включения передатчиков С-200, израильские Хокаи унесло на расстояние 250км от позиций полка и ближе они не появлялись.
Авианосцев в СССР не было, но были два тяжёлых авианесущих крейсера, на которых можно и нужно было базировать палубные самолеты ДРЛО. И в Советском Союзе такие работы велись. Это два проекта Як-44Э (Як-44РЛД).
Тестирование габаритного макета ЯК-44Э на палубе ТАВКР Адмирал флота СССР Кузнецов
И проект ОКБ Бериева П-42. Но он не дошел даже до стадии макета. Самолёту Ан-71 повезло больше, он даже летал, но будучи меньше, проще и дешевле А-50, он всё же не рассматривался как перспективный палубный. Великоват.
Самолёт ДРЛО АН-71.
А тут и распад СССР случился. Стало не новых до самолётов.
В следующей части расскажу, наконец о, собственно, AWACS E-3A Centry