Здравствуйте! Меня зовут Камкин Глеб, и это мой первый пост в Дзене. Недавно я попал впервые в театр Романа Виктюка на спектакль "Нездешний сад. Рудольф Нуреев". Первое мое впечатление - то, что я никогда не смогу забыть, - это сочетание бесконечного вдохновения автора пьесы, Виктюка и самого Нуреева, злого рока, воплощенного в образах всех доминирующих сил - государство, родители, друзья, наставники,- и, конечно, той невероятной силы, которая дает человеку право быть собой, несмотря ни на что. Но за все нужно платить - и плата эта страшна. Чтобы быть собой, нужно отречься от родины, от матери, от семьи, от любимых людей, стать жестоким, забыть себя, истязать себя в своей работе до потери пульса. Но зато потом человек восходит на вершины, которые не доступны больше никому, мальчик из деревенской татарской семьи становится недосягаемой звездой мирового уровня, все остальные трепещут в страхе перед ним.
Тема творчества и таланта человека, обрекающего себя на полное одиночество не нова. Однако далеко не каждый человек способен отречься от всего - и одновременно бесконечно любить хотя бы одного человека - свою мать. Которую человек не видел четверть века (!). По сути, в предлагаемом спектакле фигура Нуреева нужна лишь как пластический образ - как форма, в которую залито содержание. А содержание это страшно в своей анти-гармонии: никто из смертных не способен даже пытаться быть Богом, попытки приводят к метаниям от разврата к истязанию плоти, от предательства к дружбе с теми, кто предает, к одиночеству и случайным связям, а в итоге - к страшной и мучительной безвременной кончине. Возникает вопрос, который адресован всем людям со способностями и талантами: готовы ли вы погибнуть душой и умереть телесно ради того, чтобы сказать свое Слово миру?
Те, кто готовы, и есть соль земли - те, кого помнят спустя столетия. Остальные живут в мире и покое, а после смерти внуков-правнуков навсегда исчезают из памяти. А когда могильные плиты исчезают или уничтожаются, остается память лишь о героях, воплощающих в себе две главные темы человечества - любовь и смерть, и потому обреченных на вечную жизнь (или одаренных ей). Вот такой спектакль поставлен Виктюком, и пожалуй, это лучшее произведение, которое я видел за последние 20 лет своей жизни.