Найти тему
Я буду честно

Фильм "Старые песни о главном" и его феномен на российском ТВ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Удивительное дело (а может, как раз обычное), но все каналы, которые я обычно рассматриваю в качестве поставщиков вечернего сериала, провалились.

Первый канал вторую неделю тратит дорогое эфирное время на туфту под названием "Ученица Мессинга". Хотя не в их финансовом положении сейчас допускать такие промахи с контентом.

Как же вас угораздило, Юрий Беляев?
Как же вас угораздило, Юрий Беляев?

Телеканал "Россия" целых несколько недель мучает зрителей перипетиями тяжкой жизни "Крепостной", которую только ленивый не выругал.

Ну а НТВ сперва предложил "Легенду Феррари", которая мало того, что имеет неудачное, не вызывающее интереса название, так еще и с исполнительницей главной роли просчиталась. На Ольгу Погодину с ее восковым личиком, мелкими, близко посаженными глазками, претензией на звезду и однотипной эмоцией для любой сцены - смотреть желания не возникает.

Кадр из сериала "Легенда Феррари". Такое кино нам не нужно
Кадр из сериала "Легенда Феррари". Такое кино нам не нужно

На этой же неделе НТВ показывает криминальный сериал "Горячая точка" - в стиле и духе 90-х - о "крышах", дембелях, бандитских разборках и прочей составляющей, которой зрители наелись на долгие годы вперед и пока что не хотят добавки. Потому как 90-е годы вот только недавно закончились.

По этим вот причинам я лично осталась без ежевечернего двухчасового бубнения из телевизора, под которое так удобно заниматься домашними делами или просто повязать, сидя в уютном креслице.

Ну и вот вчера, щелкая пультом по каналам и размышляя о том, как нас, зрителей, ненавидят телевизионщики, пришла к мысли, что не всегда было так.

Постер сериала "Горячая точка". Посмотрела на него - и сразу поняла, что не моя чашка чаю
Постер сериала "Горячая точка". Посмотрела на него - и сразу поняла, что не моя чашка чаю

Бывали времена, когда ТВ реально, а не формально, боролось за зрителя, а не за свою кормушку, когда там работали журналисты с большой буквы, по-настоящему независимые, креативные, профессиональные. Когда на тот же Новый Год мы получали не типовое ежегодное месиво из одних и тех же "звезд", а нечто интересное.

Я очень хорошо помню премьерный показ телефильма "Старые песни о главном" в новогоднюю ночь с 1995 на 96 г.

Постер фильма "Старые песни о главном"
Постер фильма "Старые песни о главном"

Тогда телевидение еще не было зашорено на себе-любимом, в 90-е годы выходило много новаторских, интересных, нештампованных, оригинальных передач. Не с покупным, а с собственным форматом. Тогда, в 90-е, при довольно скудном финансировании и уровне технического оснащения - по сравнению с сегодняшним-то временем - умели создавать пусть не шедевры, но вполне успешные продукты.

И после новогоднего проекта "Старые песни о главном" на Первом (тогда он был еще ОРТ) ни у кого из зрителей не возникло вопросов, почему нам подсовывают второсортный продукт, куда делись деньги налогоплательщиков и какой канал - самый лучший.

В тех самых знаменитых "Старых песнях о главном" не было ничего сверхъестественного - всего лишь были исполнены песни 40-50 годов популярными на тот момент артистами эстрады. "Песенка шофера", "Романс Рощина", "Хорошие девчата", "Потому что мы пилоты", "Каким ты был, таким ты и остался" и прочие прекраснейшие произведения.

Мне как раз под тот Новый год только-только исполнилось 23. Молодая девчонка, казалось бы, где я, а где этот репертуар? Но на удивление, мне это все с первой же ноты понравилось.

Формат был очень необычный, тем более, после ежегодных одинаковых "Новогодних огоньков". Это было как глоток свежего воздуха. И этот фильм донес до всех нас, зрителей, удивительную мысль - оказывается, ретро - это тоже круто и здорово. Оказывается, новогодняя ночь может быть оформлена и вот таким образом. С уважением к зрителю, к нашей истории, с напоминанием о шедеврах прошлых лет. С возрождением их к жизни.

В качестве названия проекта была использована слегка переделанная цитата из песни Жанны Агузаровой "Верю я". "Он пропоет мне новую песню о главном". И именно тогда эта строчка стала нарицательной и всеми узнаваемой. Когда из собственно песни перешла в телевизионный проект. Это уникальный случай. Могу припомнить всего лишь еще один такой же - песня Анжелики Варум "Городок" дала название передаче, которая по-настоящему прославила ее.

Именно после этого фильма получили мощный толчок в развитии радиостанции формата "ретро", а люди молодого поколения - такие, как я, например, которые перед этим все лихие 90-е годы кушали с экранов пошлятину и наблюдали вседозволенность - стали больше интересоваться музыкой, кинематографом и в целом культурой раннего советского, военного и послевоенного периода.

Но, разумеется, никакая гениальная идея не сработала бы без должного и качественного ее воплощения. Я не говорю сейчас о декорациях - они были простенькие, символические, я говорю об общем подходе. Ни один из номеров не был исполнен формально. Каждый артист не просто отработал свой гонорар, он вжился в образ, примерил на себя мысли и чувства человека из 50-х, и донес максимально бережно это все до зрителя.

В противном случае мы получили бы всего лишь поделку, насмешку над прошлым. А мы получили душевный фильм, каждая песня из которого запомнилась на долгие годы.

Позже на славе этого проекта продюсеры канала предприняли еще несколько попыток словить "хайп": были и "Старые песни о главном-2", и третья часть, и дальше, но такого же эффекта разорвавшейся бомбы уже не было. Хотя в продолжения франшизы было вложено уже значительно больше средств, были задействованы профессиональные актеры и танцоры, построены добротные декорации.

Но по-полной хайпануть уже не получилось. Самые первые "Старые песни о главном" так и остались в памяти у каждого, а из последующих серий с трудом можно вспомнить номеров по 5-6. Это стало уже конвейером, а не уникальным, штучным продуктом, как было с первой частью.

Спасибо, что читаете и комментируете :) Всех люблю :)