Довольно жалоб на информационные потоки. Радуемся! Леонардо приходилось выискивать через знакомых знакомых даже нужные книги, а у нас любая информация на расстоянии нескольких кликов и секунд. Огромные информационные массивы. Как ими пользоваться и создавать новую, уникальную информацию, произведения, продукты? Учимся у Леонардо.
Леонардо да Винчи не просто гений, это гений, предвосхитивший время. Только сейчас социум пришел к этапу информационной насыщенности, и его навыки, навыки будущего востребованы.
1. Информационная избыточность. Максимальный сбор информации с мимолетной оценкой ее качества.
Информации много не бывает, бывает невнимание к ней. Интуитивно мы этим и занимаемся в интернет-серфинге, накапливая папки «Прочесть позже». Мы видим при мимолетном взгляде, что в статье, посте содержится крупица полезного материала, отмечаем это для себя и листаем дальше.
Леонардо рисовал бесконечное количество набросков полета птиц, движения волос, воды, лиц людей…
Кое-что было использовано, но многое осталось как первичный накопленный «гумус» для мысли и творчества. Почему такая метафора? Гумус — основной накопитель питательных веществ в почве, его должно быть с избытком, какое бы растение потом ни выросло.
Первичное накопление информации обеспечивает свободу лавирования собственной мысли. Мы не можем знать, какой внешне непритязательный фрагмент станет аттрактором[1] нового смысла. Например, в какой-то статье промелькнул интересный факт, мы сохранили (молодцы!) и забыли. Но он всплывет во время непосредственной работы.
Пример: в свое время промелькнул материал о фонтанах-шутихах Петергофа, я сама была обрызгана ими при попытках посидеть-отдохнуть в парке. Где-то когда-то при подготовке к поездке в Италию по местам Леонардо увидела сведения об инженере-эксцентрике Джованни Фонтана (см. "Фонтан идей Джованни Фонтана, предшественника Леонардо") . Жил на 50-60 лет раньше Леонардо, делал такие умопомрачительные мини-открытия, механизмы, фокусы, что были опасения инквизиции. Конечно, если торпеда летит, брызжет пламенем и взрывается – «дьявольское действо». Он даже для актеров изобрел изрыгающую огонь маску. Рисунки примитивны, но фантазия и озорство, энциклопедичность зашкаливают.
Из-за примитивности рисунков не сохранила, потратила дополнительное время на поиски. Но ассоциация «фонтан», «шутовство», «Фонтана» осталась. И вот, когда стала писать о разнообразии интересов Леонардо, оправдывать его перед публикой за страсть к розыгрышам и «тратам времени на пустяки», вспомнила. Стало явным четкое логическое звено: разнообразие как основа творческой мысли. Леонардо постоянно призывал учиться у природы, а разнообразие форм обеспечивает эволюцию жизни.
Фантазии нужна опора! По всем описаниям творческого процесса это период подготовки. Именно он обеспечивает множественность бессознательных процессов. А. Пуанкаре, доклад «Математическое творчество» (1908): «Эти внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными, когда предполагаешь, что не сделано ничего хорошего и когда кажется, что выбран совершенно ошибочный путь. Эти усилия, однако, не являются бесполезными, как можно подумать; они пустили в ход бессознательную машину, без них она не пришла бы в действие и ничего бы не произвела»[2].
Профессионалы знают: информации и инструментов должно быть в избытке. Вспомним доктора Хауза. Хирург использует далеко не все приготовленные инструменты. Как тренер точно знаю из опыта: в процессе самого тренинга могут пригодиться около 5-10 % техник, но их набор должен быть избыточным, чтобы использовать самые оптимальные. Полное насыщение информацией необходимо. Как точно говорила Т. Черниговская, «таблица Менделеева не приснилась его кухарке». С точки зрения теории информации мы накапливаем так называемую смысловую информацию[3].
Не боимся избыточности информации, гораздо хуже, если в нужный момент ее окажется маловато.
Я не призываю бездумно накапливать все подряд, тратя на это кучу времени. Простого скольжения по информационным массивам достаточно.
Посмотрите в записных книжках Леонардо, полистайте. «Кодекс Арундела» на сайте Британской библиотеки или оцифрованный «Кодекс Форстера» из музея Виктории и Альберта в Лондоне.
В Королевской библиотеке Виндзорского замка хранятся 13 рисунков Леонардо да Винчи и описания потопа. Именно избыточность предварительных зарисовок, мыслей позволила ему создать это грандиозное предупреждение!
Мрак, ветер, буря на море, наводнения, горящие леса, дождь, небесные молнии, землетрясения и горные обвалы, сравнивание (с землёю) городов.
Вихревые ветры, несущие воду, ветви деревьев и людей по воздуху.
Ветви, разодранные ветрами, смешанные с бегом ветров и с людьми на них. Рухнувшие деревья, отягощённые людьми.
Разбитые на куски корабли, бьющиеся о скалы.
О стадах, граде, молниях, вихревых ветрах.
Люди, которые находились бы на стволах и не могли удержаться, деревья и скалы, башни, холмы, наполненные людьми, лодки, столы, квашни и другие орудия, могущие плавать, холмы, покрытые мужчинами, женщинами и животными, и молнии из облаков, которые освещали бы предметы.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 2. С. 255–256.
Ой, не хочется заканчивать на такой катастрофической, хотя и мощной ноте. Лучше посмотрите на "Мадонну в гроте". Движения ветра, трав, складок одежды, выражения лиц - все это итог предварительной избыточности :).
Полезные материалы:
ДОФАМИН - ПОМОЩНИК. ПРАКТИКА (1)
Что стоит записывать? Письмо как тренажер
Продолжение ПРАКТИК в следующих выпусках, подписывайтесь, дорогие друзья, задавайте вопросы! С удовольствием отвечу.
[1] Скорее всего, это так называемый «Странный аттрактор»
[2] Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики (1959). М., 1970.
[3] Петров Ю. П.. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. 2005