Ульяновский фонд социального страхования потребовал вернуть пособия по уходу за ребенком, выплаченные его матери. Женщина была вынуждена работать, чтобы прокормить ребенка. Теперь одна из крупнейших финансовых структур региона ждет обратно 123 тысячи рублей «излишне понесенных расходов».
На прошлой неделе Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному собранию подробно останавливался на необходимости поддерживать материнство, стимулировать рождаемость, бороться с бедностью. С подобными заявлениями он выступает уже не в первый раз, однако некоторые государственные организации продолжают понимать заявления президента... своеобразно.
В иностранной прессе таким делам любят давать имена. Уверены: этот процесс получил бы название «ФСС против материнства». Вот его краткая хронология: ульяновское региональное отделение ФСС РФ потребовало в добровольном порядке возместить 123 295 рублей на расчетный счет страховщика из-за того, что главный редактор газеты «Ялгат» (уникальная, единственная в регионе ежемесячная мордовская газета) Татьяна Миниганова якобы незаконно совмещала уход за ребенком и работу.
От фонда Татьяна получала 9 750 рублей в месяц пособия, или 40% ее зарплаты за два предшествующих года. Растить даже одного ребенка (а у Татьяны двое малолетних детей) на эти деньги невозможно - сумма меньше и взрослого и детского прожиточного минимума, а тем более их обоих вместе взятых. Сама заработная плата Татьяны, как мы можем подсчитать, едва превышала 20 000 рублей в месяц.
В такой ситуации оказываются тысячи матерей. Что они делают? Ищут работу, которую можно совмещать с уходом за ребенком. Татьяне не нужно было искать: труд редактора можно осуществлять удаленно (править тексты, брать интервью по телефону). В крайнем случае - брать ребенка в офис (там трудятся два человека).
До декабря 2018 года Татьяне Минигановой исправно платили пособие: она успевала и ухаживать за ребенком, и делать одно из самых важных для сохранения культуры мордовского народа изданий. С работы уходила на час раньше, поскольку трудовой кодекс предусматривает возможность получения пособия при условии сокращенного рабочего дня.
...И тут - письмо с требованием о возмещении на адрес издательского дома «Ульяновская правда», в который входит газета «Ялгат».
В письме ФСС сообщали, что пособие Татьяна получала незаконно, потому что, цитируем: «...нельзя осуществлять полноценный уход за ребенком в период нахождения на рабочем месте с продолжительностью рабочего дня в 7 часов...»
В фонде даже не попытались вникнуть в ситуацию, не попытались понять, что труд редактора газеты - это не работа за станком и что офис - это не производственный цех.
Не приведя ни одного обоснования невозможности осуществлять уход за ребенком для редактора газеты, они заявили о незаконном обогащении - дескать, налицо злоупотребление правом получения ежемесячного пособия.
Но в законе нет критериев, которые устанавливают «злоупотребление»: если завтра ФСС добьется своего и вернет себе эти 123 тысячи рублей, то послезавтра иски могут посыпаться на тысячи матерей, которые кто два, а кто четыре часа в день подрабатывают в декрете, чтобы прокормить семью. Они, как и Татьяна, делают это официально - не прячась от налогов, они не получают зарплату «в конверте». А может быть, стоило?
ФСС направили официальное решение о возмещении расходов. И если это решение будет исполнено, под ударом может оказаться каждая мама, вынужденная работать (причем неполный день), чтобы содержать ребенка.
Для Татьяны 123 тысячи рублей - деньги огромные. Для ФСС это сумма, примерно равная той, на которую себе каждый год поднимает зарплату руководитель регионального отделения ФСС Сергей Фролов. В 2016 году он заработал 600 с небольшим тысяч, в 2017 году - около 750 тысяч, больше 800 - в 2018-м.
Он и его сотрудники считают, что пособие в 9 750 рублей для мамы с ребенком - это незаконное обогащение.
Мы считаем иначе и будем оспаривать их решение в суде.
Да, кстати: в газете Татьяна трудится с 2002 года, и все эти годы с ее зарплаты исправно идут отчисления в ФСС (в 2019 году по ставке 2,9%). За 18 лет, с учетом инфляции, она перечислила фонду на случай болезни и материнства 125 тысяч рублей. То есть ФСС требуют вернуть ее же собственные деньги.