В 1902 году Британский медицинский журнал сообщил о необычном случае быстрого отбеливания волос.
22-летняя женщина стала свидетелем трагедии, по словам врача из лондонской больницы Temperance. На следующий день правая сторона ее волос побелела, а левая половина осталась черной.
Этот исторический пример показывает странный (и быстрый) случай: седые волосы могут появиться быстро когда мы находимся в состоянии сильного стресса. И не только кратковременный и сильный стресс может привести к этому - экзамены в колледже, дети и давление на работе, также влияют на это. Но в течение тысячелетий ученые полагались в основном на анекдотические доказательства и интуицию для рационализации этого явления. В отсутствие четких доказательств многие ученые не верили, что стресс может сделать волосы белоснежными, вместо этого утверждая, что изменение должно быть вызвано химическими веществами или странным поведением иммунной системы. Редкие случаи, когда врачи наблюдали быстрое отбеливание - как в исследовании BMJ 1902 года - были источником бесконечного испуга.
Недавняя статья , опубликованная в среду в журнале Nature , может расставить все точки над "и". В этом исследовании ученые-биологи из Соединенных Штатов и Бразилии сообщили, что стресс действительно может вызвать изменение пигментации волос, и они определили причину, по которой оно может возникнуть.
Чтобы изучить это, исследователи создали сложный эксперимент на животных, который в основном включал в себя попытки превратить черноволосых крыс в седых от лабораторных стрессоров. Они испробовали три разные тактики: сдерживающий стресс, хронический непредсказуемый стресс и стресс, вызванный ноцицепцией, который вызван физической болью (или угрозой ее возникновения). Каждый из них успешно окрасил волосы крыс. Неудивительно, что стресс, вызванный ноцицепцией, который стимулировали ученые, вводя крысам смолаэфиратоксин, аналог соединения перца чили капсаицина, работал лучше и быстрее.
Определив оптимальный способ вызвать панику у крыс, команда начала поиск соответствующих изменений в физиологических путях, которые вызывают изменения цвета шерсти. Они особенно интересовались поведением двух типов клеток: дифференцированных меланоцитов, которые производят пигмент в волосах и коже, и стволовых клеток меланоцитов, сырья, из которого развиваются меланоциты. Чтобы наблюдать каждую из них независимо, исследователи вводили своим крошечным подопытным испытуемое вещество, похожее на острый перец, когда шерсть крыс активно росла. В этот момент в цикле роста волос дифференцированные меланоциты естественным образом группируются в луковице волоса, в то время как стволовые клетки меланоцитов собираются вместе в отдельном пространстве, называемом выпуклостью.
В течение пяти дней после инъекции шерсть крыс оставалась черной. Дифференцированные меланоциты в луковице волоса продолжали давать цвет. Но во многих фолликулах перегруженные стволовые клетки меланоцитов были «полностью потеряны», сообщают исследователи. Под воздействием потока норадреналина, нейротрансмиттера, который всплывает в ответ на стресс, существующие стволовые клетки размножаются так быстро, что полностью исчезают из своей ниши. В следующий раз, когда шерсть крыс выросла, в этих поврежденных фолликулах не было стволовых клеток меланоцитов, поэтому появились белые волосы.
Всего за несколько дней резервуар пигментно-регенерирующих стволовых клеток был истощен. И как только они исчезнут, пигмент уже не будет генерироваться.
Но есть много других способов, которыми волосы могут потерять свой цвет. В статье 2018 года высказано предположение, что сверхактивный иммунный ответ может также разрушать меланоциты и стволовые клетки меланоцитов у крыс, обесцвечивая их шерсть. Некоторые лекарства от рака кожи делают волосы некоторых пациентов седыми . Врачи считают это признаком того, что их тела положительно реагируют на препарат.
Волосы до сих пор хранят много секретов. Мы не знаем, почему выпадение волос проявляется по-разному на коже головы человека, а не на его лице или на спине.
Если ученые смогут завершить свою работу, у нас будет неограниченное количество волос, по-видимому, в любом желаемом оттенке.