Украина переживает темные времена. Вот уже шестой год общество расколото на идейные и культурные составляющие, и социальные сети полыхают ненавистью и угрозами физических расправ. Ключевая проблема Украины с единством нации заключается в том, что на ее территории живут люди, имеющие совершенно противоположные точки зрения на историческое прошлое и прогнозы на будущее.
Ведь действительно. Как убедить человека вот так сразу отказаться от того, во что он верил всю свою жизнь, равно как и его предки? Я неоднократно писал о том, что противоречия в Украине будут существовать до тех пор, пока стороны извечного конфликта не поймут важную вещь – нельзя насадить человеку чужой для него образ жизни.
Никто не сможет заставить украинца, вскормленного советской моделью истории, признать бандеровцев героями Украины, и убедить его в том, что национализм – правильная политика современности. Равно, как и подлинного националиста нельзя переубедить, призвать забыть прошлые обиды и строить прогрессивное общество равных людей. Это невозможно из-за характерных отличий украинцев.
Но плохо ли это?
Одни злые языки постоянно расписывают в соцсетях яркие теории того, что Юго-Восточная Украина – это русские, живущие на чужой земле, следовательно, они всегда будут отождествлять себя с Россией и ее культурой. Вторы пишут, что вся Западная Украина – это ассимилированные с советским народом иностранцы, которые всегда смотрели в сторону «загнивающего Запада», а не на «свободный райский Восток».
До 2014 года подобного рода противоречия не имели какой-либо серьезный резонансный повод для открытой конфронтации, поскольку население Украины было в той или иной степени защищено от посягательств на культуру друг друга. Никто не старался насильно бандеризировать Юго-Восток, также никто не предпринимал попыток русифицировать Запад. В стране царило равновесие, на которое изредка посягали так называемые «славянофилы» или «необандеровцы». Впрочем, эти жалкие попытки успешно пресекались правоохранительными органами.
Тем не менее, февральский переворот в 2014 году перечеркнул все старания тогдашних властей завязать последнюю рану на теле Украины – нелегкий выбор между ассоциацией с ЕС и вступлением в Таможенный союз. Все мы помним, кто на чью сторону стал в то время. И опасность заключалась не столько в самой ассоциации, сколько в тех, кто пришел к власти.
Новая рана, ставшая порождением гниения страны, открылась в тот день, когда националисты, прорвавшиеся во власть, стали методично резать швы на теле Украины. Одним из главных швов стал закон Кивалова-Колесниченко об основах языковой политики.
Представьте на минуту – неизвестная группка людей, идеологию которых всегда ненавидела внушительная часть Украины, получает возможность насаждения собственной политики. Реакция на подобное возникает мгновенная. И люди в Крыму и на Юго-Востоке вышли на протест, чем незамедлительно воспользовалась Россия.
Но сама катастрофа началась тогда, когда первые украинцы выстрелили друг в друга. Нет, не Стрелков, который отсиживался в Славянске, трясясь от страха, и даже не командир какого-то российского армейского подразделения. Украинец выстрелил в украинца. Именно с этой крови и началась новая и страшная эпоха в Украине – гражданская война при поддержке иностранного интервента.
Как быть дальше?
Война перешла из активного вооруженного противостояния в информационное поле и вышла за пределы донбасской «Зоны отчуждения». Теперь битвы полыхают на всей территории Украины. Когда-то единый народ раскололся на «порохоботов», «сепаров», «зелебобов» и «нациков». Каждая из этих прослоек кипит ненавистью к своим оппонентам. Но вечно так продолжаться не может, поскольку в противном случае страна распадется не только ментально, но и территориально. И единственный выход спасти Украину – провести полный пересмотр административного деления, а вслед за ним федерализацию. Регионы должны стать полноценными субъектами украинской федерации. Каждая область должна иметь свою обособленную культуру, законодательство (не в ущерб Конституции), судебную и правоохранительную системы. А самое главное – никто не должен посягать на культурно-общественные процессы в субъектах. Это позволит «бандеровцам» почитать своих героев, действовать так, как они считают нужным в рамках закона. Также это защитит людей про-советского мышления от репрессий, позволит им сохранить свою языковую систему и прочее. Именно так и выглядит полноценное государство европейского уровня.