120 подписчиков

КАК В ИНТЕ ХОТЕЛИ ЗАПУСТИТЬ ТРАМВАИ

131 прочитал

     В России первый светофор появился 15 января 1930 года – он был установлен в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов.

     В России первый светофор появился 15 января 1930 года – он был установлен в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов.-2
     В России первый светофор появился 15 января 1930 года – он был установлен в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов.-3
     В России первый светофор появился 15 января 1930 года – он был установлен в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов.-4

В России первый светофор появился 15 января 1930 года – он был установлен в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов. В Москве светофор появился 30 декабря 1930 года, на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост. Первая в Инте система светофоров для автомобилей заработала только в 1986 года. Она появилась на одном из самых оживлённых городских перекрёстков: улиц Кирова и Лунина, когда количество легкового, грузового и общественного транспорта выросло до нескольких тысяч единиц.

В первое десятилетие существования рабочего посёлка, автомобили в Инте можно было пересчитать по пальцам.

На 1 июля 1942 года в грузовом автопарке Инты числилось сорок два автомобиля: в том числе один автобус, одна водовозная машина, одна пожарная, одна легковая, три продуктовые и «Форд-6», для оказания услуг скорой медицинской помощи.

Очевидцы рассказывали, что из-за отличного состояния автомобильной базы было предложено поделиться опытом технического усовершенствования в виду его простоты и дешевизны, с соседней Воркутой.

Для перевозки учащихся школы рабочей молодежи с 1 сентября этого же года, был выделен автобус, ежедневно ездивший по всем посёлкам начиная с 23 часов.

Дорогу до железнодорожной станции предстояло только построить интинцам, и при этом ни в коем случае не снижая темпов отгрузки угля. Вот как о том времени писал краевед П.О. Бурсиан в книге «Моя Инта»: «На эту всеинтинскую стройку были направлены все свободные силы. Однако для устройства полотна дороги не было необходимой техники и опыта. Болота и топи перекрывались брёвнами, горбылём, плахами. Однако дело продвигалось медленно. Чтобы дать возможность интинцам воспользоваться новой магистралью [железной дорогой], был найден простой выход – с Предшахтной – головной станции подъездных путей «Интастроя» было организовано заблаговременное отправление мини-поездов, состоявших из двух-трёх двухосных пассажирских вагонов, отапливающихся в холодное время года. Так и добирались интинцы на станцию более десятка лет, даже один из первых автобусных маршрутов был тогда от «центра», то есть от здания Управления [Интауголь] на улице Кирова дома № 7 до Предшахтной, а в генеральный план Инты тогда же было включено строительство в новой части города вокзала».

Здание железнодорожного вокзала, в черте города, могло появиться примерно там, где сегодня находятся первые жилые дома на улице Промышленной.

В послевоенные годы, в Инте возник вопрос о строительстве трамвайного сообщения. Предполагалось, что первую очередь длиной в 12 километров запустят в 1954 году между посёлками: Западный и Восточный, а вторая будет введена в 1958–1959 годах. Решение о запуске трамвайного сообщения связывали с ростом населения – по плану в 1955 году до 30 тысяч жителей, а в 1960–1961 годах до 61 тысяч человек. Тогда же посчитали, что при росте угледобычи и капиталовложений, вырастет и объём грузоперевозок.

Стоимость тонно/километра при трамвайном сообщении в расчётах обходилась дешевле, чем при автомобильном и равнялась 88 копейкам, когда при перевозке автотранспортом почти в два раза дороже – 1 рубль 43 копейки.

Но трамвайное сообщение не появилось в Инте. Проект раскритиковали в республиканском Совете Министров и денег не дали!

Вместо трамваев, в городе начали курсировать четыре грузовые машины ГАЗ-51 (бортовые с тентом), как автобусы на первых городских маршрутах – от центра до Предшахтной и от центра до Второго района. «Центром» в то время была небольшая площадь на улице Кирова, между зданием управления «Интауголь» и Домом культуры угольщиков.

Фотографии из фондов Интинского краеведческого музея