Перевод экономики СССР на военные рельсы.
1. Трудовой героизм рабочих и колхозников.
1.1. Задания военно-хозяйственного экономического плана.
Из тяжелых испытаний первого полугодия войны советский народ выходил ещё более сплоченным и закалённым. Призыв Коммунистической партии и Советского правительства превратить страну в единый боевой лагерь обретал реальную силу.
Контрнаступление наших войск на решающих направлениях советско-германского фронта зимой 1941 – 1942 годов и перспективы дальнейшего наступления предъявляли новые требования народному хозяйству и особенно тяжёлой промышленности.
Военно-хозяйственный план 1942 года определял выпуск валовой продукции государственной промышленности общей стоимостью 98 миллиардов рублей.
Выплавку чугуна планировалось довести до
5,1 млн. тонн
Стали до
9,4 млн. тонн
Производство проката до
6,1 млн. тонн
Добычу угля до
96,9 млн. тонн
Добычу нефти до
26,9 млн. тонн
Выработку электроэнергии до
31 млрд. киловатт-часов
Выпуск металлорежущих станков до
26,3 тысяч штук.
1.2. Рабочее социалистическое соревнование на производстве.
Благодаря высокому патриотическому подъёму среди рабочих промышленных предприятий развернулось и получило широкое распространение движение за перевыполнение плановых заданий, соревнования за досрочное выполнение графика работ, за овладение смежными профессиями.
Соревнуясь за выполнение обязательств к 24-й годовщине Красной Армии, молодые рабочие создавали на предприятиях комсомольско-молодёжные фронтовые бригады. Право носить звание «фронтовых» обычно присваивалось тем бригадам, которые в течение двух – трёх месяцев выполняли план не менее чем на 150 – 200 процентов и при этом давали продукцию высокого качества. Девизом фронтовых бригад было: «Одна норма за себя, другая за товарища, который ушёл на фронт».
В первом полугодии 1942 года нормы выработки в промышленности превысили задание
Показатели
в авиационной
на 8,4 %
в танковой промышленности
на 6 %.
В производстве боеприпасов
на 7 %
минометного вооружения
на 10,6 %.
В среднем машиностроении
на 7,5 %
В тяжёлом машиностроении
на 5,6 %
В станкостроительной промышленности
на 2,6 %
1.3. Восстановление эвакуированных предприятий.
В первой половине1942 года эвакуированные предприятия военной промышленности в основном были восстановлены и полностью перестроили свою работу в соответствии с планами военного времени. Большая часть эвакуированных заводов, производивших вооружение и боевую технику, в конце первого квартала 1942 года начала давать фронту необходимую продукцию. Уже в марте только в восточных районах страны выпускалось военной продукции столько, сколько до войны на предприятиях всего Советского Союза.
Вследствие массового восстановления эвакуированных предприятий и роста военного производства увеличилась потребность всех отраслей хозяйства в рабочей силе.
1.4. Решение проблемы нехватки рабочих рук.
Перед народным хозяйством страны с необычайной остротой встал вопрос изыскания и рационального использования дополнительных трудовых резервов. В связи с этим Верховный Совет13 февраля 1942 года издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». При городских исполкомах стали срочно создаваться бюро по учёту и распределению рабочей силы.
На заводы и фабрики пришли тысячи женщин и подростков, которые никогда не работали на производстве, не имели ни опыта, ни квалификации. Их надо было обучить и воспитать на героических традициях советского рабочего класса.
Основным методом подготовки новых рабочих являлось индивидуальное и бригадное обучение. В течение 7 – 10 дней новички осваивали одну – две операции и с этим минимумом навыков приступали к самостоятельной работе, постепенно приобретая технические знания и квалификацию.
Надёжным источником пополнения рабочих рядов, на протяжении всей войны, стали школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. В течение 1941 – 1942 годов 16 раз производилась мобилизация молодёжи в учебные заведения трудовых резервов.
Значительную часть вновь пришедших на производство составляли женщины. На 1 октября 1942 года численность женщин в промышленности по отношению к общей численности рабочих составляла 52 процента.
1.5. Новые трудности, связанные с летним наступлением противника.
Летнее наступление немецко-фашистских войск в 1942 году создавало новые трудности в работе тыла. Снова, как и год, тому назад, возникла необходимость вывоза людей и государственных ценностей из тех областей, которым угрожала оккупация. Эвакуация из Ворошиловградской, Ростовской, Сталинградской и Воронежской областей началось в конце июня.
С выходом немецко-фашистских войск к Волге и к северным отрогам Кавказского хребта в тяжелом положении оказалась главная нефтяная база страны. враг перерезал основные железнодорожные магистрали, по которым транспортировались нефть и нефтепродукты. Вывоз нефти по Каспийскому морю был также затруднён. Но на промыслах продолжалась добыча. Чтобы сохранить нефть, бакинцы перекачивали её в лощины гор. Впоследствии эти запасы горючего послужили дополнительным источником снабжения фронта и народного хозяйства.
Из-за недостатка топлива некоторые крупные промышленные предприятия, и в частности заводы Саратова, испытывали значительные трудности. Нельзя было дать им остановиться.
Разведка недр, произведённая ещё в предвоенные годы, показала, что недалеко от Саратова должны содержаться богатые запасы газа. В июле и августе 1942 года геологи и бурильщики день и ночь искали под Саратовом газ. В конце августа, в самый разгар боёв за Сталинград, из одной скважины забил мощный газовый фонтан. Так было открыто Елшанское месторождение газа. Работы сразу же развернулись с двух сторон – от Елшанска и от Саратова. Строители быстро продвигались навстречу друг другу. Неподалёку возводились оборонительные сооружения – противотанковые рвы, линии траншей. Участились вражеские бомбардировки, но работы по прокладке газопровода не приостанавливались. 28 октября Саратовская ГРЭС получила Елшанский газ.
Так, выигрывая на экономическом фронте одно сражение за другим, труженики тыла вместе с Красной Армией закладывали фундамент будущей победы.
2. Развитие важнейших отраслей тяжёлой и военной промышленности.
По мере восстановления и ввода в строй предприятий военной промышленности и машиностроения росла потребность в металле, топливе, электроэнергии. Наиболее остро ощущался недостаток металла.
2.1. Решение проблемы нехватки металла.
Требовалось всемерно увеличить выплавку чугуна и стали в восточных районах страны, особенно на Урале и в Западной Сибири. От решения этой задачи в значительной степени зависела работа всей военной промышленности. Но наладить производство на предприятиях чёрной металлургии было гораздо сложнее, чем на предприятиях машиностроения и металлообработки. Ввести в строй эвакуированное оборудование доменных и мартеновских печей можно было, лишь построив новые печи.
С 14 апреля 1942 года Госкомитет Обороны принял специальное постановление, предусматривавшее восстановление и быстрое развитие производства металлургического оборудования на заводах тяжелого машиностроения. С марта начался постепенный рост производства металла, который не приостанавливался на протяжении всей войны.
2.2. Преодоление топливно-энергетического дефицита.
Одной из самых сложных экономических проблем в 1942 оду была проблема снабжения предприятий народного хозяйства топливом. Растущее военное хозяйство требовало большого количества каменного угля. Из-за отсутствия угля приходилось иногда останавливать некоторые предприятия. По этой же причине не на полную мощность работали электростанции.
Важнейшая топливная база центральных районов – «Московская кочегарка» - вышла из строя. Почти все шахты были затоплены, большинство технических зданий и сооружений уничтожено, значительная часть рабочих поселков сожжена или приведена в нежилое состояние. Чтобы приступить к добыче угля, пришлось откачать из шахт 4 млн. кубометров воды. Летом из Москвы и Тулы на шахты прибыли 1500 слесарей, токарей и других рабочих. Приехали горняки, эвакуированные с Донбасса.
Подмосковный угольный бассейн быстро восстанавливался. Уже к 1 июня 1942 года в эксплуатацию вступили 70 шахт.
После оккупации Донбасса центр снабжения хозяйства углём переместился на восток страны. Но начиная с ноября 1941 года добыча угля резко снизилась произошло это потому, что резервы были исчерпаны, а заводу угольного машиностроения и даже ремонтные мастерские угольных трестов, выполнявшие военные заказы, перестали снабжать шахты запасными частями для оборудования.
Существовавшая система оплаты не стимулировала шахтеров, работавших непосредственно в лаве. Потребовались решительные меры для того, чтобы изменить положение, создавшееся в угольной промышленности.
Уже в первом полугодии 1942 по решению СНК СССР началось восстановление и расширение машиностроительной базы угольной промышленности. Увеличился выпуск горношахтного оборудования и запасных частей.
С августа 1942 года была установлена новая система прогрессивной оплаты труда угольщиков, работавших под землей, повышены расценки за перевыполнение норм выработки.
Осуществление мероприятий изменило обстановку на шахтах и создало условия для подъема добычи угля.
Важным источником повышения добычи угля в первый период войны стало освоение новых угольных бассейнов, в частности на Крайнем Севере.
Борьба за повышение добычи угля дала положительные результаты. Однако в целом из-за потери Донбасса, добыча угля в стране резко снизилась. Таким образом, затруднения в обеспечении промышленности углём удалось преодолеть лишь частично.
2.3. Трудности нефтяной промышленности.
Серьёзные трудности переживала нефтяная промышленность. Резкое сокращение буровых работ и вследствие этого ввод в действие недостаточного числа новых скважин сдерживали рост нефтедобычи. В Баку падение добычи нефти было вызвано транспортными проблемами. Кроме того, бурение тормозила нехватка бурильных и осадных труб, которые до войны выпускались трубными заводами юга.
22 сентября 1942 года Госкомитет Обороны принял решение программного характера об увеличении нефтедобычи в Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Башкирской АССР и в Поволжье.
В то же время Бакинские заводы давали авиационного бензина больше, чем до войны. Нефтяники Грозного прилагали все усилия к тому, чтобы Красная Армия не испытывала недостатка в нефтепродуктах.
2.4. Производство электроэнергии в военный период.
Наиболее существенные изменения внесла война в производство и потребление электроэнергии. Ещё до войны электрохозяйство восточных районов несколько отставало в своём развитии от растущей промышленности. Это отставание особенно ощущалось на Урале. Перебазированные туда военные предприятия значительно увеличили производство энергоёмкой продукции – электростали, алюминия, магния и других лёгких металлов, а также деталей и изделий, требующих специальной термической обработки и электросварки. Для всего этого необходимо было огромное количество электроэнергии. Действующие же электростанции не справлялись с такой нагрузкой. На Урале не хватало 300 тысяч киловатт мощности.
Строительство электростанций на Урале по решению СНК от 25 апреля 1942 года приравнивалось к военному строительству. К числу первоочередных строек правительств отнесло дальнейшее расширение Челябинской и Красногорской теплоэлектроцентралей и Среднеуральской ГРЭС. Перед строителями и монтажниками теплоэлектроцентралей была поставлена задача: в течение шести месяцев увеличить мощность Челябинской ТЭЦ с 50 тысяч до 250 тысяч киловатт. На строительстве ТЭЦ работало свыше 7200 человек, из них 2 тысячи женщин и 3500 молодых рабочих в возрасте до 25 лет. Среди строителей были представители 44 национальностей. И этот поистине интернациональный коллектив выполнил задание в невиданно короткий срок, котёл был смонтирован за 80 дней, а турбогенератор за 50 дней.
Значительно усилились энергетические мощности Сибири. В Новосибирской области заканчивалось строительство ТЭЦ. Благодаря восстановлению эвакуированного оборудования Гомельского ТЭЦ расширилась теплоэлектроцентраль Томска. На Урале строились средние и малые гидроэлектростанции мощностью 113 тысяч киловатт.
Районы Поволжья и Западной Сибири дали в 1942 году электроэнергии на 33 процента больше, чем в 1940 довоенном году. Таковы были первые результаты борьбы за ликвидацию диспропорции между потребностью промышленности в электроэнергии и производством её в районах востока.
3. Рост темпов военной промышленности.
3.1. Авиастроение.
Одно из ведущих мест в военном хозяйстве страны по всем важнейшим показателям заняли предприятия Наркомата авиационной промышленности.
К обслуживанию авиационного производства были привлечены сотни новых предприятий. Авиационные заводы подверглись значительной реконструкции и получили дополнительное оборудование.
В первую военную зиму авиационная промышленность сумела наладить крупносерийное производство самолётов Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2, восстановить темпы выпуска, а затем и значительно превзойти объем производства 1940 – 1941 годов.
Советские авиастроители давали все больше таких самолётов, которые по своим качествам не уступали самолётам врага. Советские конструкторы непрерывно совершенствовали тактико-технические данные самолётов. В августе 1942 года конструкторское бюро, руководимое А.С. Яковлевым, произвело дальнейшую модификацию истребителя Як-7, увеличив дальность его действия. Конструкторское бюро под руководством С.А. Лавочкина значительно улучшило лётные данные истребителя ЛаГГ-3, который был освоен и внедрён в серийное производство под маркой Ла-5. По боевым качествам, в частности по скорости, этот истребитель превосходил немецкие «фоке-вульфы» и «мессершмитты» последних выпусков. Значительные усовершенствования были произведены и в штурмовике Ил-2
В результате роста производства самолётов увеличилось их поступление в войска. Если во втором полугодии 1941 года Советские Военно-воздушные силы получали в среднем ежемесячно 1750 самолётов, то в 1942 году – уже 2260 самолётов.
3.2. Танкостроение.
Непрерывно наращивала темпы выпуска продукции и танкостроительная промышленность. Производство танков всех типов в 1942 году повысилось в 3,7 раза по сравнению с 1941 годом. В общем объеме производства танков удельный вес средних танков Т-34 составил 66,1 процента.
К концу первого года войны Красная Армия получила столько боевых машин, что появилась возможность начать восстанавливать крупные соединения и объединения бронетанковых и механизированных войск. Сложились условия для полной ликвидации преимущества противника в танках.
3.3. Артиллерия и стрелковое вооружение.
1942 год был знаменательным и в развитии промышленности вооружения. Уже в первом полугодии все заводы Наркомата вооружения выполнили и перевыполнили план выпуска пушек и миномётов. В 1942 году пистолеты-пулеметы составляли основную массу выпущенного военной промышленностью автоматического стрелкового оружия.
23 октября 1942 года Госкомитет Обороны потребовал от военной промышленности наладить массовое производство самоходных артиллерийских установок. По заданию Наркомата вооружения Д.Ф. Устинова научные работники и конструкторы в исключительно короткие сроки разработали проекты таких установок. К концу 1942 года Красная Армия получила первые самоходные пушки СУ-76 и СУ-122, а с 1943 года начался массовый выпуск установок различных калибров.
Всё большую роль в боевых действиях играли реактивные минометы БМ-8 и БМ-13 – «катюши».
3.4. Производство боеприпасов.
С ростом производства вооружения увеличилась потребность в боеприпасах. Но промышленность боеприпасов по-прежнему испытывала большие трудности. Недостаток производственных площадей, перебои с металлом – калиброванной сталью, нехватка топлива, электроэнергии, режущих инструментов и упаковки для готовой продукции очень осложняли работу многих заводов.
Летом 1942 года из-за нехватки сырья – азотной кислоты, целлюлозы – в очень тяжелом положении оказались пороховые заводы. 24 августа Госкомитет Обороны принял решение о расширении существующих и строительстве новых заводов, вырабатывающих азотную кислоту и аммиак. Энергичное проведение в жизнь этого решения улучшило снабжение азотной кислотой предприятий, производящих порох. Дополнительно были привлечены к выпуску боеприпасов многие предприятия других отраслей промышленности, в том числе легкой и пищевой.
В конце 1942 года определился перелом и в выпуске боеприпасов. Особенно быстро увеличивалось производство реактивных снарядов и мин.
3.5. Рост капитального строительства.
Для того чтобы обеспечить намеченный на 1942 год рост производства во всех отраслях тяжёлой и военной промышленности, пришлось осуществить огромное капитальное строительство и ввести в эксплуатацию новые производственные мощности.
Огромное капитальное строительство велось в первом полугодии на Магнитогорском и Кузнецком комбинатах, на Златоустовском, Ново-Тагильском и Алапаевском металлургических заводах.
Размах нового капитального строительства, увеличение мощностей всех ведущих отраслей тяжелой и военной промышленности, массовый приток на заводы подготовленных кадров, создали условия для развития военной экономики страны в условиях войны.
4. Сельское хозяйство.
4.1. Весенний сев 1942 года.
В 1942 году труженикам деревни впервые пришлось вес сельскохозяйственные работы с весны до глубокой осени выполнять в условиях войны. Подготовка к весеннему севу в колхозах и совхозах началось, как обычно, задолго до схода снега. Но обстановка в которой проходили работы 1942 года коренным образом отличалась от прежних лет. Фронт и страна требовали все больше продовольствия, промышленность – сырья.
Основную массу тружеников деревни теперь составляли женщины, подростки и старики. К выполнению сельскохозяйственных работ широко привлекалось городское население. 13 апреля 1942 года СНК и ЦК партии приняли постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и на МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей». На работу призывались все трудоспособные, не занятые в промышленности и на транспорте, и часть служащих. Разрешалось мобилизовать на сельские работы учащихся школ, студентов техникумов и вузов, кроме выпускных курсов.
Весенний сев 1942 года проходил в очень трудных условиях. При значительно сократившейся материально-технической базе сельского хозяйства нагрузка на тягловую и рабочую силу увеличилась. Недостаток горючего, масел, отсутствие запасных частей для тракторов и других машин ставили под угрозу сроки проведения сева.
Промышленность, занятая выполнением военных заказов, не имела возможности снабжать машинотракторные парки достаточным количеством запасных частей. Понадобились героические усилия и творческая смекалка работников МТС, чтоб преодолевать, возникающие на каждом шагу, трудности.
Тракторы и нефтяные двигатели переводились на газогенераторное топливо, повторно использовались отработанные масла. Для ремонта тракторов и прицепного инвентаря применялись реставрированные детали. Многие запчасти изготавливались не из легированной стали, а из пластмассы и даже дерева. Бронза заменялась чугуном.
Большую помощь в проведении сельскохозяйственных работ в 1942 году в прифронтовой полосе оказывали воины Красной Армии. Командиры воинских подразделений направляли в МТС специалистов по ремонту техники, помогали формировать ремонтные бригады и закрепляли их за колхозами на время подготовки и проведения сева.
Вскоре после окончания посевных работ перед крестьянами встала новая, не менее трудная задача – собрать и заготовить урожай.
4.2. Борьба за сбор урожая.
Чтобы убрать с полей в сжатые сроки весь урожай, необходимо было полностью привести в действие и правильно использовать силы и материально-технические возможности сельских хозяйств. Особое внимание уделялось охране собранного урожая. Из-за недостатка машин хлеб, часто, убирался вручную – косами и серпами. В Сибири, Казахстане, Киргизии, Поволжье и во многих других районах были объявлены фронтовые декады по завершению уборки урожая. На уборочные работы были мобилизованы свыше 3 миллионов городских жителей. В прифронтовых районах убирать хлеб и сеять озимые помогали воинские части.
В связи с возросшими потребностями фронта были повышены нормы обязательных поставок государству зерна, риса, мяса, шерсти, картофеля, сена и овощей. К обязательным поставкам овощей и картофеля стали привлекать колхозы глубинных районов, которые должны были сдавать эти продукты в сушёном виде.
Однако неимоверные усилия работников села не могли восполнить огромных потерь в посевных площадях, рабочей силе и материально-технической оснащенности. Пониженный сбор хлебов и других культур был следствием ухудшения качества обработки полей и снижения уровня агротехники.
К осени 1942 года враг захватил всю Украину, Дон, Кубань. В зону военных действий попали многие хлебные районы Центрально-Чернозёмной полосы и Нижнего Поволжья. Это привело к дальнейшему сокращению зерновых ресурсов страны.
Первые полтора военных года оставили тяжёлый след на общем состоянии сельского хозяйства страны. Потеря богатых житниц Советского Союза привела к сильному сокращению посевных площадей. Основные районы производства важнейших технических культур – сахарной свёклы и подсолнечника – попали на территории, оккупированные, на протяжении всего первого периода войны, и находились в руках врага. Сильно пострадало животноводство. Колхозы и совхозы лишились самой трудоспособной и квалифицированной части работников. Энергетические мощности сельского хозяйства значительно ослабли, уменьшилась живая тягловая сила. Преодолевая огромные трудности, работники сельского хозяйства выполняли взятые перед страной обязательства, отвечая на призыв «Всё для фронта, всё для победы!».
5. Состояние транспорта и связи.
Новое размещение производительных сил ещё больше увеличило значение народнохозяйственных перевозок между Уралом, Сибирью и Средней Азией. В направлении этих экономических районов грузопоток составлял почти 46 процентов движения грузов по всей сети дорог. От устойчивости связей между этими экономическими районами и фронтом зависело бесперебойное снабжение действующей армии и мирных граждан. Между тем материально-технические возможности железнодорожного транспорта снизились.
5.1.Преодоление транспортных проблем.
- Для перевозки грузов Наркомата вооружения в апреле 1942 года на некоторых восточных линиях были введены специальные поезда, продвигавшиеся наравне с воинскими. Иногда для перевозки грузов отдельных отраслей военной промышленности формировались специальные товарные составы, которые отправлялись впереди других поездов. Для обеспечения устойчивой транспортировки таких важных грузов, как уголь, руда, кокс, применялись кольцевые маршруты, по которым курсировали постоянные составы поездов.
- 14 февраля 1942 года при Госкомитете обороны был образован Транспортный комитет под председательством И.В. Сталина. Комитет планировал и регулировал перевозки железнодорожного, морского и речного транспорта, разрабатывал мероприятия по улучшению материальной базы всей транспортной системы страны.
- Зимой 1941 – 1942 года на железнодорожном транспорте остро встала проблема топлива. До войны основным видом топлива на железных дорогах был уголь. Основным поставщиком угля являлся Донбасс. После оккупации «Всесоюзной кочегарки» железные дороги оказались в исключительно сложном положении. Чтобы не допустить остановок в движении поездов ГКО, в виде чрезвычайной меры, разрешил забирать для своих нужд перевозимый дорогами уголь и мазут любого потребителя. В феврале по решению ГКО движение на дорогах Северо-запада и части Центра было переведено на дровяное отопление.
- Неравномерное размещение парков грузовых вагонов осложняло работу железнодорожного транспорта. Усиленное поступление гружёных вагонов с востока на запад, к фронту, не было своевременно уравновешенно возвращением разгруженных – порожних вагонов. Некоторые важные железнодорожные узлы и станции оказались забиты вагонами. Движение поездов было нарушено, нередко поезда отправлялись не по графику, а «по готовности». Госкомитет Обороны, в специальном постановлении, признал, что Л.М. Каганович «не сумел справиться с работой в условиях военного времени» и был освобожден от обязанностей Наркома путей сообщения.
- 17 апреля 1942 года Госкомитетом Обороны было принято постановление «Об оживлении движения и создания устойчивости в работе железнодорожного транспорта». В этом постановлении предусматривались меры по ускорению продвижения всех задержанных в пути поездов и перемещения избыточных вагонов с западных станций на восток. Введен новый график движения составов. В результате принятых мер, общая манёвренность железнодорожной сети улучшилась. В июне 84 процента грузовых поездов отправилась в путь по расписанию.
5.2. Подвиг сталинградских железнодорожников.
Наступление немецко-фашистских войск летом 1942 года повлекло за собой прекращение прямого сообщения с дорогами Кавказа через Ростов и Сталинград. Железнодорожные строители совершили летом и осенью 1942 года великий трудовой подвиг, проложив скоростным способом одну линию параллельно Волге и вторую – в направлении Кизляр – Астрахань.
Героически трудились водники и железнодорожники на паромной переправе у Сталинграда. Построенная летом 1942 года Астраханская паромная переправа через Волгу связала новую линию с уже действующей веткой Астрахань – Урбах. Это сыграло важную роль в снабжении войск нефтепродуктами. В июле – августе на переправу было совершено 150 воздушных налётов, в которых участвовало около 1500 вражеских самолётов. Несмотря на это, работники переправы перевезли в обоих направлениях 53 тысячи вагонов.
5.3. Подвиг работников водного транспорта.
Несмотря на ожесточенные налёты авиации, артиллерийский обстрел и забрасывание в фарватер мин, враг не смог приостановить движение судов по Волге. Только в районе Сталинград – Астрахань речной флот во время эвакуации перевез 1874 тысячи голов скота, свыше 3500 тракторов и комбайнов, свыше 5 тысяч автомашин и 8 тысяч подвод. На своих судах речники переправили из зоны боевых действий около 200тысяч человек гражданского населения, свыше 3800 тонн нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, хлопка, соли, угля, леса.
5.4. Обеспечение связи.
Важное место в работе военного хозяйства страны и обеспечении фронта занимала система общегосударственной связи. В 1942 году дальнейшее развитие получили средства связи в восточных районах страны. Была установлена прямая телефонно-телеграфная связь Куйбышева, куда эвакуировалась часть центральных правительственных учреждений, с промышленными центрами востока. Расширились городские телефонные станции в Новосибирске, Челябинске, Кирове, Кемерово, Караганде, Омске и других городах, где росли и развивались промышленные центры. Восстановление связи происходило и на освобожденных территориях.
Несмотря на очень тяжелые условия, в которых протекала работа транспорта и связи, в 1942 году эти отрасли хозяйства сумели решить поставленные перед ними задачи по обеспечению фронта и тыла. Железнодорожники и водники, работники автотранспорта и связисты внесли огромный вклад в развитие военной экономики и заняли достойное место в героической борьбе тружеников тыла за создание коренного перелома в ходе войны.