Найти тему

Чем занять время, пока я лежу в постели или немного о творчестве.

Оглавление

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

Один из первых исследователей творческого мышления, как психологического процесса П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части:

- акт выдвижения гипотезы;

-акт творчества;

-акт логически проработанной идеи.

Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию отдельных “актов”, при этом, естественно, происходило их дробление. Так, Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс:

- фаза подготовки идеи;

-фаза созревания идеи;

- фаза озарения;

- фаза проверки идеи.

Творческое мышление, по описанию Селье, происходит следующим образом:

- посредством наблюдения собираются факты, накапливаются в памяти;

- факты располагаются в порядке, который диктуется рациональным мышлением.

Иногда это вполне достаточно для достижения приемлемого решения.

Если нет, то сознание с его укрепившейся привычкой поведению порядка должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождение бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Которые затем переходят в сознание.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:

  • Построение образов продуктов труда;

2. Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;

3. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).

Еще один непременный компонент творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.

Дисней, например, не мог описать поведение своих мультипликационных героев без того, чтобы сначала не сыграть их самому. Он мог также оценить окружающее с точки зрения своей аудитории.

Микеланджело мог идентифицироваться с куском камня. Он говорил: «Я не делаю статую. Статуя уже существует в мраморе и ждет, чтобы я ее освободил. Я просто продолжаю работать резцом до тех пор, пока она не высвободится».

Леонардо зашел так далеко в стимулировании бессознательных ассоциаций, что использовал для этого, например, смотрение на стены.

Можно назвать 10 характеристик гениальности.

I. Оригинальное мышление. Гений начинается с открытого мышления, не затуманенного условностями, он видит все под другим углом, умеет деконструировать проблему и собрать её в изменённом лучшем виде.

Множество великих идей были отвергнуты, потому что не соответствовали распространенным стереотипам, провозглашались непрактичными или не соответствующими времени. Швейцарские часовые мастера, к примеру, в свое время отвергли идею часов, сделанных на электронной основе вместо шестеренок и пружинок, а изготовители гибких дисков не увидели прорывной характер появления CD-дисков, за которыми последовали и USB-флэш-карты.

2. Творческое мышление. Гений открыт возможностям, находится в поиске решения проблем, строит предположения и гипотезы и способен на мысленный прыжок в неизвестность, чтобы убедиться, верна ли его гипотеза.

Эйнштейн часто использовал гипотезы, чтобы выпрыгнуть из собственных математических выводов, схватить возможность, которую затем он мог бы доказать или опровергнуть. Выводы, к которым вы пришли логическим путем, заведомо ведут вас по маршруту, определенному тем, как вы к ним пришли. Гения отличают любопытство и уверенность, нужные, чтобы задавать вопрос «Почему?», а не поиск безопасности в привычных решениях.

3. Аналитическое мышление. Гений будет решать проблему или обдумывать идею творчески, ставя под сомнение математическую или научную логику.

Пока гений достигает новых уровней или измерений через творческие прыжки в неизвестность, существует необходимость наполнить это все смыслом в практическом понимании. Часто для этого необходима чистая логика, поскольку математические формулы или научные принципы могут сами основываться на ложных предположениях. Прорыв редко достигается выводами из общепринятых знаний, но новой концепции все равно требуются доказательства.

4. Наблюдательное мышление. Гений обладает исключительно высоким пониманием происходящего и находится в состоянии постоянного анализа окружающего мира, подобно следователю-криминалисту.

Некоторые лучшие мысли рождаются из наблюдений, а не экспериментов - гений ведёт себя как антрополог, наблюдающий и анализирующий происходящее. Это полезно в отсутствие подходящей терминологии или логики, объясняющей феномен или определенное поведение. Александр Флеминг.
как и многие другие врачи, видел плесень на неприкрытых медицинских культурах. Вместо того чтобы выбросить пробы, он проанализировал, что именно привело к образованию плесени, и благодаря его наблюдательности и любопытству человечество получило пенициллин.

5. Двойное мышление. Гений справляется с параллельными мыслительными процессами, спокойно переносит очевидные двусмысленности и, в итоге, соединяет противоположности и примиряет непримиримое.

Часто новые решения, по своей природе либо противоречат самим себе, либо распространенным убеждениям. Скотт Фитцджеральд дал отличное определение тому, что такое выдающийся ум - это «умение обдумывать две противоположные идеи одновременно». Нильс Бор - датский физик - представил себе как совокупность частиц с одной стороны, и волны - с другой. Мысль эта казалась слишком противоречивой. Тем не менее открытие фононов, осязаемых частиц, ведущих себя как волны, привело к созданию принципа дополнительности - одного из важнейших принципов квантовой механики. Похожим образом, Леонардо да Винчи провел параллель между звуком колокола и волнами, которые образуются на поверхности воды, когда в воду падает камень, и пришел к идее, что звук передается волнами.

6. Холистическое мышление. Гений умеет мыслить масштабно, чтобы видеть проблему целостно в контексте её окружения, и увязать вместе множество мелких процессов.

Эйнштейн соединил воедино разные стороны нашего природного мира, объединяя такие характеристики, как энергия, масса и скорость света. Абстрактные работы Пикассо больше, чем отражение реальности. Его работы содержат личность, контекст, чувства и видение художника, воплощающие его наблюдения. Он стремится вызвать более холистичные и глубокие мысли, а не просто воспроизвести то, что видит. Несомненно, умение видеть большую картину или заполнить пустоты зачастую отличает гения, «видящего то же, что и другие, но думающего о том, о чём никто не думал».

7. Объемное мышление. Гений ищет не одно решение, а много, строит одну гипотезу над другой или оспаривает их, будучи в постоянном поиск более совершенного решения.

Ум гения активен и плодотворен, количество производимых идей может быть пугающе велико, и поэтому иногда уходит какое-то количество лет на то, чтобы распознать действительно гениальные открытия. Моцарт написал 600 музыкальных произведений, Бах писал по одному в неделю, даже когда болел. Эйнштейн опубликовал 148 статей, хотя и прославился самыми ранними. Нескончаемый поток работ Пикассо в его последние годы сначала был расценен как проявление старческого маразма, из-за которого якобы художник пытался максимизировать свое наследие. А спустя годы мы видим, что этот наиболее продуктивный период его жизни был также наиболее творческим.

8. Прагматическое мышление. Гений признает, что идеи и решения в абстрактном виде мало полезны, что теория или концепция должна превратиться в реальность и приносить пользу и быть практичной.

Гений постоянно мыслит, изучает, изобретает и первооткрывает. Тем не менее гений будет гением, только если сможет найти практическое применение своим идеям, каким-то путем «добавить ценность» в существующее положение вещей. Эдисон оформил 1093 патента, больше, чем кто-либо в истории до сих пор, и требовал от себя минимум одно изобретение, не важно сколь незначительное, каждые 10 дней, и значительное каждые полгода. Похожим образом, большинство успешных предпринимателей сначала в чем-то прокрывают, прежде чем преуспеют, большинство новаторов разрабатывают гораздо больше идей, чем открытия, которые найдут успешное коммерческое воплощение.

9. Визуальное мышление. Гений способен выражать идеи более четко, обычно визуально с помощью диаграмм и аналогий, чтобы объяснить сложные идеи просто, но объемно.

Творческий взрыв эпохи Возрождения был отмечен огромным количеством рисунков и диаграмм - люди, как Галилео и Леонардо да Винчи, графическим путем иллюстрировали свои революционные идеи. Эти рисунки отражают
человеческое воображение гораздо лучше, чем слова или цифры. Иллюстрации дают возможность более четко представлять связи, просто и наглядно демонстрировать концепции, доступнее объяснять холистические системы.

10. Убедительное мышление. Гений должен обладать внутренней силой, верой и непоколебимостью, чтобы оставаться верным своим убеждениям, пока коллеги и общество не убедятся в их правоте.

Галилео и Леонардо до Эйнштейна и Пикассо - гению требуется внутренний стержень, чтобы оставаться верным радикальным идеям и действиям, противоречащим общественным устоям и нарушающим статус-кво. которые могут быть легко скомпрометированы человеком с меньшей внутренней силой и убеждённостью. Куда ни посмотри, люди редко сразу проникаются идеями значительных перемен. Мы предпочитаем безопасность и удобство мира, который нам хорошо известен. Но постепенно мы видим возможности, логику и преимущества иного мышления, и принимаем его, начиная разделять новые идеи. Гений часто заглядывает в завтрашний день, и постепенно люди следуют за ним и принимают новое, иное и лучшее.

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете

Начнем с того, что вообще полезно формулировать проблемы определенным образом. Запишите задачу, стоящую перед вами, в виде вопроса. Используйте фразу «Какими способами я могу...» для начала предложения: это называется пригласительным шаблоном и помогает не зациклиться на формулировке проблемы, допускающей единственное толкование. Например, вычеркните из абракадабры, приведенной ниже, шесть букв, чтобы получилось обычное слово.

Если сформулировать проблему словами «Как вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?», решить это упражнение будет нелегко. Однако если поставить вопрос так: «Какими способами я могу вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?» — на вас, возможно, снизойдет вдохновение, и вы подумаете о целом ряде альтернативных решений, в том числе и о вычеркивании букв, составляющих слова «шесть букв», чтобы получилось слово ТВОРИТЬ.

У маленького Эйнштейна был любимый дядюшка Якоб, который учил его математике, меняя внешний вид заданий. Например, из алгебры он делал игру — охоту на маленькое загадочное животное (Х). В результате выигрыша (если задача решалась) Альберт «ловил» зверя и называл его истинное имя. Изменив содержание задач и превратив математику в игру, Якоб учил мальчика подходить к проблемам как к игре, а не как к работе. Впоследствии Эйнштейн концентрировался на своих занятиях с той же интенсивностью, которую большинство приберегают для игр и хобби. Рассмотрим последовательность букв FFMMTT. Возможно, вы определите ее как три пары букв. Если предложат строку KLMMNOTUV, вы, скорее всего, посчитаете ее тремя тройками букв. В каждом случае буквы ММ будут восприниматься по-разному — как члены одной или разных групп. Если написать только буквы ММ, у вас не возникнет никаких причин не рассматривать их как пару букв. Именно информационный контекст влияет на решение и порой убеждает отказаться от изначального варианта в пользу какого-то другого.

Чем чаще удастся ставить вопрос иным образом, тем больше шансов на то, что понимание проблемы изменится и обретет глубину. Когда Эйнштейн решал какую-либо задачу, он считал нужным переформулировать ее максимальным числом способов. Однажды на вопрос, что бы он сделал, если бы узнал об огромной комете, которая через час врежется в Землю и полностью разрушит ее, Эйнштейн ответил, что потратил бы 55 минут на формулировку задачи и пять минут — на решение. Утверждения Фрейда о подсознательном кажутся большим научным открытием, но ведь на поверку это просто представление темы иным способом. Коперник или Дарвин открыли не новую теорию, но прекрасную новую точку зрения. Прежде чем приступить к мозговому штурму задачи, переформулируйте ее по меньшей мере пятью или десятью способами, чтобы исследовать с разных углов зрения. Акцент нужно делать не столько на правильном, сколько на альтернативном определении проблемы. Рано или поздно вы найдете устраивающее решение.

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

Каждый раз, когда мы пытаемся что-то сделать и терпим неудачу, в итоге делаем что-то другое. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось, это первый принцип творческой случайности — так называемой серендипности. Можно спрашивать себя, почему не получилось то, что мы хотели, и это вполне разумно и ожидаемо. Но творческая случайность побуждает задать другой вопрос: что же мы сделали? Новый, неожиданный ответ на этот вопрос — это, по сути, акт творчества. Это не удача, но креативная идея высшего порядка.

Серендипность — интуитивная прозорливость; способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал. Кроме того, этим термином обозначают сам факт неожиданного открытия, а также психологическое состояние в этот момент.

Открытие электромагнитных законов произошло по творческой случайности. Отношения между электричеством и магнетизмом впервые усмотрел в 1820 году Ганс Эрстед — как ни странно, на публичной лекции, где он демонстрировал «хорошо известный факт» того, что электричество и магнетизм — совершенно независимые феномены. Эксперимент в тот день провалился: электрический ток дал магнитный эффект. Эрстед был достаточно наблюдателен, чтобы заметить эффект; достаточно честен, чтобы его признать, и достаточно прилежен, чтобы изучить и опубликовать его. Максвелл использовал эти эксперименты для распространения ньютоновских методов моделирования и математического анализа в видимом механическом мире на невидимый мир электричества и магнетизма и вывел некоторые законы (теперь они носят его имя), открывшие дверь в современный мир электричества и электроники.

Даже когда мы пытаемся сознательно и рационально сделать что-то, порой совершаем то, чего делать не намеревались. Джон Уэсли Хайятт, печатник и механик из Олбани, долго и упорно работал над созданием материала для бильярдных шаров, поскольку слоновая кость становилась редкостью. В итоге он, однако, изобрел целлулоид — первую коммерчески успешную пластмассу. Б.Ф. Скиннер советовал всем, кто, работая над своей задачей, наткнулся на нечто интересное, оставить первоначальный замысел и изучать это нечто.

Собственно, он возвел эту идею в ранг первого принципа научной методологии. Так поступили Уильям Шокли и междисциплинарный коллектив лаборатории Bell. Изначально эта команда была создана для работы над МОП-транзистором, в итоге они разработали контактный плоскостной транзистор, а попутно создали новую науку — физику полупроводников. Эти достижения в результате все же привели к созданию МОП-транзистора, затем к интегральным микросхемам и новым прорывам в области электроники и компьютеров. Уильям Шокли описал этот процесс как «методологию творческих неудач».

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

У Ричарда Фейнмана был любопытный практический тест, которым он оценивал новую идею: открывает ли она что-то, не относящееся к исходной проблеме? То есть: «Можно ли объяснить что-то, что вы не собирались объяснять?» и «Открыли ли вы что-то, что не собирались открывать?» В 1938 году двадцатисемилетний Рой Планкетт намеревался придумать новый хладагент. Вместо этого у него получился шарик белого воскового материала, который проводил тепло и не прилипал к поверхностям. Завороженный этим необычным материалом, он отказался от первоначальной идеи исследования и стал проводить эксперименты с новым веществом, которое впоследствии получило известность как тефлон. В принципе, неожиданное событие, провоцирующее внеплановое изобретение, мало чем отличается от внезапно сломавшегося автомобиля, из-за которого приходится ночевать в незнакомом интересном городе; от книги, присланной по ошибке, но которая нам очень понравилась; от закрытия ресторана, подтолкнувшего попробовать другую кухню. Но в поиске идей и творческих решений многие не обращают внимания на неожиданное, а следовательно, теряют возможность превратить подвернувшийся шанс в творческую возможность. Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете.

В 1839 году Чарльз Гудьир искал способы облегчить работу с резиной и случайно пролил жидкость, которая затвердела, но не потеряла своих качеств. Подтолкнув свою мысль в этом непредсказуемом направлении, он изобрел процесс вулканизации; сконцентрировавшись на «интересных» аспектах идеи, открыл ее потенциал. Александр Флеминг не первым из врачей при изучении мертвых бактерий заметил, что на культуре, не помещенной в должные условия, формируется плесень. Менее одаренные специалисты отбросили в сторону этот, казалось бы, малозначительный факт, но Флеминг отметил его как любопытный и предположил наличие в нем потенциала. Это наблюдение привело к появлению пенициллина, спасшего миллионы жизней. Томас Эдисон, обдумывая, как лучше реализовать идею углеродной нити накаливания, играл с куском замазки, перекатывая его в руках и скручивая; когда он взглянул на свои руки, ответ пришел сам собой: нужно скрутить нить, как веревку.

Обычно мы используем интеллект для подкрепления и рационализации своих эмоций и предрассудков по поводу конкретной идеи или предмета. Например, вы собираетесь купить свитер за 125 долларов и настольный канцелярский прибор за 15 долларов. Продавец канцелярии говорит, что точно такой же прибор выставлен на распродаже в другом магазине той же сети, в 20 минутах ходьбы, и стоит там 10 долларов. Пойдете ли вы туда? Большинство отвечают, что да. Другой группе задается тот же вопрос, но на этот раз свитер стоит 15 долларов, а канцелярский прибор — 125 долларов, а в другом магазине он стоит 120. Из тех, кому была предложена такая версия событий, большинство отказалось от похода в другой магазин. Заметьте, что в обоих случаях покупки совершаются на одну и ту же сумму и выбор в обоих случаях состоит в том, идти ли 20 минут, чтобы сэкономить пять долларов. Но, судя по всему, респонденты оценивают экономию относительно цены канцелярских приборов. В относительном же выражении у нас меньше сил противостоять искушению сэкономить 33 процента (снижение цены с 15 до 10 долларов), чем менее пяти процентов (снижение со 125 до 120 долларов).

Вместо того чтобы поддерживать своим интеллектом эмоции и предрассудки, надо использовать его для анализа предмета еще до того, как эти эмоции и предрассудки сыграют свою роль. Если бы это сделали упомянутые респонденты, они бы сразу поняли, что выбор в обоих случаях одинаковый: стоит ли идти 20 минут, чтобы сэкономить пять долларов. Чтобы применить интеллект для анализа предмета, нужно захотеть это сделать.

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

- Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.

- Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.

- Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этом

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Чтобы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализировать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.

Картинка взята из открытого доступа в интернете
Картинка взята из открытого доступа в интернете

Методы развития творческого мышления

Существует множество методик и способов развития творческого мышления.

Методика Тони Бьюзен "Ментальные интеллект-карты"

Разработана для развития креативного и ассоциативного мышления, для быстрого нахождения решения поставленной задачи.

По типу карты метро в центре листа бумаги рисуется исходная задача, от которого вокруг стрелочками (ветками) расходятся ассоциации, связанные с решением этой задачи. От каждой ветки-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

В процессе этого в уме происходит перебор вариантов-ассоциаций, активизирующих работу мышления. Это позволяет довольно быстро найти решение задачи.

Мозговой штурм

Перед участниками команды ставится определенная задача, для решения котрой требуется выдвинуть как можно больше идей. Свободные ассоциации, невероятные предположения и гипотезы поощряются в процессе обсуждения. Цель – раскрепостить воображение, снять шаблоны, и в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. После отбирают самые удачные из вариантов обсуждения и проводят детальный анализ каждого.

Метод четырёх стадий творческого процесса Грема Уоллеса

  • Подготовка.
  • Стадия полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Анализ имеющихся данных задачи, проблемы. Накопление и мобилизация интеллектуальных ресурсов, которые лягут в основу решения. На стадии подготовки человек узнаёт новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание.

2. Инкубация.
Стадия имеет две противоположные стороны: "негативные моменты" заключаются в том, что во время инкубации нет сознательного фокуса на конкретной проблеме, а "положительные моменты" приходят из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как Уоллес называет это, "сверхсознательные" и "сверхпроизвольные").
На этом этапе мозг релаксирует, но подсознание продолжает по инерции искать решения для поставленной задачи. Это то, что Эйнштейн называл "комбинаторной игрой", которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, коллаборации впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений, инсайтов.
3. Озарение (интсайт).
На ум внезапно приходит идея верного решения путём цепочки ассоциаций.
Уоллес описал эту стадию так: "Если мы говорим о стадии озарения как о некой мгновенной вспышке в сознании, становится очевидно, что мы не можем влиять на появление этой стадии путём волевых усилий, потому что наша воля способна влиять на события, которые длятся какое-то время. С другой стороны, появление

"вспышки" – это кульминация череды ассоциаций, незаметной внутренней работы, которая, возможно, продолжалась в течение приличного промежутка времени и которой, вероятно, предшествовал целый ряд неудачных цепочек и решений. Иногда успешное объединение идей, кажется, состоит из одного-единственного прыжка ассоциаций или последовательных их скачков, которые происходят так быстро, что начинает мниться, словно это происходит мгновенно".
4. Проверка.
Стадия анализа и рассчётов для утверждения идеи в качестве действительно правильного решения, либо опровержения.
Цикличность и взаимодействие всех стадий – основное условие эффективной работы в теории творческого процесса Грема Уоллеса.

Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"

Метод включает в себя шесть разных видов мышления:

  • Научный – белая шляпа. Анализируются факты, данные. Определяются "пробелы", которые нужно восполнить, происходит поиск недостающей информации;
  • Итнуитивный – красная шляпа. Эмоциональная оценка ситуации, догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему ​
  • дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать;
  • Критический – черная шляпа. Включение режима критического мышления и оценки ситуации, выявление "подводных камней", недостатков и возможных рисков;
  • Оптимальный – желтая. Шляпа перспектив и конкретных целей. Определяет плюсы, достоинства и выгоды решения проблемы;
  • Креативный (творческий) – зеленая. Нестандартное и альтернатиыное мышление. Полёт фантазии и воображения;
  • Управленческий (административный) – синяя. Шляпа модератора для управления всем процессом работы и реализации замысла. Определяет общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизирует все высказанные ранее точки зрения и объединяет в одну логическую цепочку.

Метод "Шесть шляп мышления" хорошо работает в детских и юношеских коллективах. Также его используют в своей практике такие компании как "DuPont", "Pepsico", "IBM", "British Airways" и другие.

Арт-терапия

Арт-терапия – это союз творчества и психотерапии.

Развитию творческого мышления способствуют арт-терапевтические техники. Это один из современных методов психотерапевтической деятельности, ориентированны на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Он заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта. Предполагает использование психотерапевтом или тренером орпеделенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я". Выраженные таким образом конфликты переживаются заново, разрешаются и обретают завершенность.

Метод инверсии

Инверсия – это не поиск хорошего решения, а поиск анти-решения для того, чтобы понять, чего нужно избегать, а чего не хватает для успеха. Определяя то, что не работает, можно осознать то, что, наоборот, эффективно. Цель этого метода состоит в том, чтобы представить себе негативные вещи, которые могут произойти в жизни. Это тип обратной логики, которая изменяет привычный статус-кво. Метод работает следующим образом: представьте себе важную цель или проект, над которыми сейчас

работаете. Переместитесь на полгода вперёд и предположите, что проект провалился или цели не удалось достигнуть. Что пошло не так? Объясните самому себе, как и почему это произошло.