На днях в СМИ появилось сообщение от «Рособоронэкспорта» о подписании первого контракта в части поставке за рубеж новых многоцелевых транспортных вертолетов МИ-38Т. Ну и как обычно, в таких случаях, гендиректор А. Михеев расхвалил появление на мировом рынке новейшего российского вертолета МИ-38Т, охарактеризовав его как уникальный в своем классе грузоподъемности и еще как вертолет полностью собранный из российских комплектующих. МИ-38 может взять на борт либо 40 десантников, либо, в медицинском варианте, 30 сидячих больных (или 12 на носилках), либо 5 тонн груза (или 6 тонн на внешней подвеске), везти груз со скоростью до 300 км/ч (благодаря улучшенной аэродинамике, по сравнению с МИ-8) и с возможностью полета на высоте 6300 м. Если верить заявленным характеристикам вертолета, то МИ-38Т даже превзошел своих западных конкурентов (по классу грузоподъемности и скорости), таких, как «EC-225 SuperPuma» от «Eurocopter», «S-92» от «SikorskyAircraft» и «AW-101UT» от «AgustaWestland». Вот только немного ошибся А. Михеев, сказав, что МИ-38Т новейший российский вертолет. Оказывается, что в 2020 году исполнится 39 лет с начала разработки МИ-38, т. е. с июня 1981 года. А дело было в том, что на то время основными транспортными вертолетами СССР были МИ-8 (грузоподъемностью до 3 тонн) и МИ-26 (грузоподъемностью до 20 тонн). Промежуток грузоподъемности от 3 до 12 тонн был не заполнен: либо надо было делать 2 — 3 рейса МИ-8, либо МИ-26 был наполовину недогружен. Так вот, МИ-38 как раз и должен был заполнить нишу от 3 до 12 тонн. Облик МИ-38 стал вырисовываться к началу 90 годов: грузоподъемность 5 тонн. При этом, МИ-38 должен был превосходить МИ-8 по производительности в 2 раза, а по экономичности в 1,7 раза. Но построить опытный образец МИ-38 не успели: СССР развалился и соответственно многие смежники оказались за границей. Пришлось «милевцам» искать спонсоров за рубежом. Откликнулись и «Eurocopter» и «Pratt & Whitney» из Канады: «Eurocopter» занимался бортовым и навигационным оборудованием, а «Pratt & Whitney» помог 2 моторами «PW-127T/S» (канадцы рассчитывали, что если МИ-38 пойдет в серию, то будет комплектоваться только «PW-127T/S»), т. к. «Климовцы» отказались от сотрудничества с КБ «Миля» и прекратили доводку турбовального ТВ7-117В. В декабре 2003 года МИ-38 с моторами «PW-127T/S» совершил свой первый полет. Через пару лет с моторами началась неразбериха: американцы ввели санкции и «надавили» на канадский «Pratt & Whitney» - МИ-38 остался без двигателей и о серийном производстве пришлось на время забыть. К началу 2013 году климовские двигателестроители все-таки довели «до ума» ТВ7-117В и в этом же году начались испытания МИ-38-2 ОП-3 с двигателями ТВ7-117В. Вот такой вот долгий путь прошел вертолет МИ-38 от начала разработки до начала летной эксплуатации.
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.