2 года назад, смотря на имя Ильи Ефимовича Репина, я ничего не чувствовала. Его картины меня не трогали, а ажиотаж вокруг его личности вызывал недоумение. Сейчас творчество И.Е. — это портал, который открывает пространство для переосмысления себя и мира вокруг.
Юбилейная выставка стала манной небесной. Не было ожидания чего-то сверхъестественного.
Выставка перевернула моё видение Репина, как художника. При первом посещении я испытала в мозгу атомный взрыв от наплыва эмоций и новых мыслей. Творчество Ильи Ефимовича предстало объёмно, развернувшись во временном пространстве, в ретроспективе.
Испытав культурный шок, в самом лучшем смысле этого понятия, я захотела написать серию статей по картинам И.Е. Репина с его юбилейной выставки. В статьях будут рассмотрены лишь несколько особенно затронувших меня произведений. Я расскажу, как вижу и чувствую живопись Репина и постараюсь заразить Вас любовью к творчеству этого мастера.
Входя на юбилейную выставку, мы видим первой дипломную работу - «Воскрешение дочери Иаира», 1871. Это произведение можно назвать первым сформулированным высказыванием Репина, как художника.
Картины могло бы и не быть, так как художник не собирался доучиваться в Академии последний год. Ему опостылели классические темы и принципы, он уже давно попал под влияние Артели Художников (в частности И.Н. Крамского), которые склоняли юное дарование оставить мёртвую академическую классику и становиться на собственный путь. Илья Ефимович подал прошение об исключении и присуждении звания «свободного художника». Конференц-секретарь П.Ф. Исеев, который самолично должен был принять это прошение, вызвал Репина на ковёр и разорвал бумагу со словами:
Ручаюсь вам: исключены из списка учеников вы не будете, и вы должны окончить Академию как следует. Для кого же тогда ей существовать?!
И.Е. Репин «Далёкое близкое»
Илья Ефимович всё же взялся за диплом. Академической программой в тот год был назначен сюжет «Воскрешение дочери Иаира».
Множество раз я рассматривала полотно ещё в основной экспозиции музея. Меня поражает цельность идеи. Казалось бы композиция не замысловата, но присмотревшись, Вы поймёте, что в простоте таиться множество нюансов. Все они соподчинены главному и звучат чисто и верно на своём месте.
Композиция в данном случае развивается справа налево: начиная от натюрморта в нижнем правом углу [1](это называется вход в картину) , взгляд движется на задний план, потом на группу людей [2]; по направлению их взора мы переводим глаза на главного героя картины — Христа [3]; освещённая сверху, к ногам она уходит в тень и предстаёт уже тёмной на светлом фоне савана и постели умершей; далее мы смотрим на голову девушки [4] и замыкают картину три свечи [5].
Во тьме Вы увидите сумрачное голубоватое пятно дальнего плана, отделяющее силуэт группы людей — это родственники умершей, замершие в ожидании исхода. Четыре фигуры обращены к центру, и подчинены ему с помощью тона. Христос освещен двумя источниками: холодным светом и тёплым, исходящим от свечей. В этом столкновении видится отражение психологизма происходящего. Герой пребывает меж двух миров: божественным и земным, жизни и смерти. Ведь он обязался воскресить девочку. Она же бездвижна и словно спящая спокойна и полупрозрачна, сливаясь бледностью лица с саваном и белым пятном постели. Лишь тёмные, как смола, волосы обрамляют её лик. Зритель знает, что она оживёт, свершится чудо! Предвкушение создаёт густую атмосферу напряжения и радостное чувство таинства. Замыкающие композицию свечи символизируют свет, побеждающий тьму.
Конечно, художник не задумывал картину рационально двигаясь от суждения к суждению по логической цепочке. Он действовал интуитивно, поэтому картина столь глубока, столь жизненна. В ней сплелись знания и чувства.
Канонически этот сюжет изображался с уже ожившей девочкой, что вы можете увидеть в одном из первых эскизов Репина.
Это общепринятое решение не удовлетворяет художника, и после 4 месяцев мучений и поисков он находит своё видение:
«Пo дopoгe oт Кpaмcкoгo к ceбe я вдpyг oceняюcь мыcлью: дa нельзя ли этy жe тeмy нa этoм жe бoльшoм xoлcтe...нaчaть пo-нoвoмy, пo-живoмy, кaк мepeщитcя y мeня в вooбpaжeнии этa cцeнa? Пpипoмню нacтpoeниe, кoгдa yмepлa мoя cecтpa Уcтя, и кaк этo пopaзилo всю ceмью. И дoм и кoмнaты — вce кaк-тo пoтeмнeлo, cжaлocь в гope и дaвилo.»
И.Е. Репин «Далёкое близкое»
Репин удивительно позитивен в своём творчестве. Вспоминая смерть сестры, художник сублимирует ужасное пережитое чувство в мечту, в надежду фантомную в действительности и реальную на холсте. Он заряжает зрителя надеждой победы над горем, дарует утешение чудом.
Явление картины само по себе тоже чудо: мгновение, когда сознание озаряется ясностью, и художник видит картину, осязает её разумом и достоверно знает, что это истина и красота в последней инстанции. Может быть этот феномен зовут вдохновением, но я бы назвала прозрением. После прозрения остаётся проявить картину на холсте.
Художник работает словно в трансе, полностью отдаваясь процессу, чувствую себя единым целым с творением.
«Я пpинялcя, бeз вcякoй oглядки, cтиpaть бoльшoю тpяпкoю вcю мoю aкaдeмичecкyю paбoтy чeтыpex мecяцeв. Угля yжe нacлoилocь тaк гycтo и тoлcтo нa xoлcтe, чтo я cкopo дoгaдaлcя вытиpaть тoлькo cвeтлыe мecтa, и этo быcтpo нaчaлo yвлeкaть мeня в шиpокиe мaccы cвeтa и тени.
Итaк, я пepeд бoльшим xoлcтoм, кoтopый нaчинaeт втягивaть мeня cвoим мpaчным тoнoм. Смeлaя пocтaнoвкa peaльнoй cцeны oбypeвaлa; мeня ycкopeнным тeмпoм, и к вeчepy я yжe peшил фикcиpoвaть yгoль, тaк кaк и pyки и дaжe плaтoк нocoвoй мoй были кaк y yглeкoпa. Утpo. Кpacкa - пpocтaя чepнaя кocть — ocoбeннo oтвeчaлa мoeмy нacтpoeнию, кoгдa пo зaфикcиpoвaннoмy yглю я пoкpывaл eю тeмныe мecтa нa xoлcтe. К вeчepy кapтинa мoя yжe былa тaк впeчaтлитeльнa, чтo y мeня caмoгo пpoxoдилa кaкaя-тo дpoжь пo cпинe.»
И.Е. Репин «Далёкое близкое»
Окружающие тоже чувствуют сакральность действия, так к примеру и товарищ Репина:
«Пepвoмy я пoкaзaл cвoю кapтинy — чepeз нecкoлькo днeй — Зeлeнcкoмy. Oн ocтaнoвилcя, слeгкa пpиceв и oпycтив pyки, и дoлгo мoлчaл. Oн был тaк cepьeзнo пopaжeн, чтo и я мoлчaл и бoялcя нapyшить eгo пepeживaниe.
Ax, дa вeдь этo — кapтинa!.. — тoлькo и cкaзaл oн, кoгдa я xoтeл; yзнaть eгo мнeниe.»
И.Е. Репин «Далёкое близкое»
Вернёмся непосредственно к картине. Диплом становится той работой, в которой индивидуальность Репина, основные нарративы его творчества явственно читаются.
Во-первых, классические академические корни. Академическое образование становится фундаментом, от которого Репин отталкивается. Глубокие познания в анатомии, реалистичная лепка формы, искусная передача объёма — школа дала И.Е. инструментарий, который стал скелетом его творчества.
Во-вторых, тонкая и точная психологическая передача жизни.
Через еле уловимые нюансы Репин создаёт поразительно убедительную картину. Так к примеру в дипломе Вы можете заметить, что ткань на постели девочки имеет поперечные складки. Такие складки появляются, когда ткань из сложенного вида расправляют.
Или же обратите внимание на плечо Христа — его одежды помяты. Ни один классический художник не изображал спасителя в измятых одеждах! Так же натуралистичный рисунок плит, с обколотостями и неправильностями и т.д.
В чём смысл такого натурализма? В том, чтобы убедить зрителя в реальности, подлинности изображённого, чтобы он поверил и погрузился в сюжет.
Библейская история оживает и зритель верит в происходящее. Реализм — это новое веяние в живописи того исторического периода. Такие объединения, как Артель Художников, а позднее товарищество передвижных выставок, ратуют за изображение действительности происходящего, что противоречит идеологии академического искусства, постулатом которого является изображение лишь возвышенного (библейские сюжеты, история Древней Греции и т. д.).
Так Репин сочетает в своём творчестве два противоположных течения: академизм и реализм, становясь мостом между классикой и новым искусством 19 века. Под влиянием И.Н. Крамского, своего учителя, Репин остаётся в живописи живым человеком, а не творцом рафинированного идеала.
Под конец хочу рассказать Вам об удивительном пересечении музыки и живописи.
Во время написания диплома Репин прочувствовал настроение картины через Лунную сонату Бетховена. То впечатление, которое сам Репин назвал в «Далёком близком» «почти музыкальным».
«Бpaт мoй, мyзыкaнт, yчeник кoнсepвaтopии, тoгдa жил co мнoю. И, пpидя из мacтepcкoй, я пpocил eгo игpaть «Qиasi иna fantasia» Бeтxoвeнa. Этa мyзыкa oпять пepeнocилa мeня к мoeмy xoлcтy. Дo бecкoнeчнocти я нacлaждaлcя этими звyкaми. Eщe, eщe... Oн ee изyчaл и игpaл пoдолгy; и пoвтopeния, ocoбeннo пpeлюдии, мeня тpoгaли дo cлeз... Кaкoe этo былo cчacтьe...»
И.Е. Репин «Далёкое близкое»
Названием композиции(«В духе фантазии») композитор подчеркнул, что форма соната отличается от классических композиций сонатного цикла. Бетховен, схоже с Репиным, увидел под индивидуальным углом классический жанр. Так же и создание композиции связано с неосуществлёнными надеждами, крахом мечты и любовью. Если у Репина были родственные чувства, у Бетховена - романтические. Композитор посвятил сонату Джульетте Гвиччарди, отвергшей его возлюбленной.
Мне хочется Вам предложить, при посещении выставки задержаться в самом начале у диплома и, включив в наушниках лунную сонату Бетховена, придаться духу фантазии. Может в этот момент, в Вашей душе проснётся трепет, что каждый раз волнует и меня.