Найти в Дзене
ГРЕК КАВКАЗА

Свадебные традиции Адыгского народа

Здравствуйте всем), недавно я написал статью "СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ КАВКАЗА", но один из моих читателей, Альберт Гужбоков, прочитав ее, уточнил в комментариях, что Адыгские свадебные традиции отличаются от свадебных традиций других Кавказских народов. Я попросил, чтобы Альберт написал про это, он не поленившись рассказал от А до Я как обстоят дела на Адыгских свадьбах, за что ему отдельное большое спасибо), ведь благодаря ему теперь я знаю немного больше о нашем необъятном и благородном КАВКАЗЕ, думаю и вам будет очень интересно). Ну что же, перейдем к статье... Старшие рода жениха с согласия родителей направляли сватов в семью невесты. Естественно, к этому времени, влюблённая пара уже пребывала в согласии. Там подтверждалось её согласие. При этом, присутствие родителей обеих сторон, а также жениха и невесты не допускалось, это считалось признаком дурного тона, что совсем неприемлемо. Затем, через несколько дней дом невесты посещали родственники жениха, определить день начала свадебных то

Здравствуйте всем), недавно я написал статью "СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ КАВКАЗА", но один из моих читателей, Альберт Гужбоков, прочитав ее, уточнил в комментариях, что Адыгские свадебные традиции отличаются от свадебных традиций других Кавказских народов. Я попросил, чтобы Альберт написал про это, он не поленившись рассказал от А до Я как обстоят дела на Адыгских свадьбах, за что ему отдельное большое спасибо), ведь благодаря ему теперь я знаю немного больше о нашем необъятном и благородном КАВКАЗЕ, думаю и вам будет очень интересно). Ну что же, перейдем к статье...

Старшие рода жениха с согласия родителей направляли сватов в семью невесты. Естественно, к этому времени, влюблённая пара уже пребывала в согласии. Там подтверждалось её согласие. При этом, присутствие родителей обеих сторон, а также жениха и невесты не допускалось, это считалось признаком дурного тона, что совсем неприемлемо. Затем, через несколько дней дом невесты посещали родственники жениха, определить день начала свадебных торжеств (длились они в среднем около трёх дней) и отрегулировать организационные вопросы.

В некоторых районах, допустим, в Терском р-не Малой Кабарды, существовал и существует по сей день обряд "Уэсэ Iых" - своего рода, калым за невесту, денежная сумма носила символический характер.

«Адыгэ фызыше»
«Адыгэ фызыше»

"Адыгэ фызышэ" - так назывался самый распространённый свадебный обряд у адыгов, при котором сторона жениха забирала невесту с её дома под танцы и праздничное застолье. Пока молодые танцевали и веселились, более старшие родов, сидевшие за отдельным праздничным столом в отдельной комнате, подтверждали между собой согласие о заключении брака, соединяя при этом свои большие пальцы в рукопожатии, желая долгого, благополучного родства и счастья молодым. Так было до принятия адыгами ислама. Будучи мусульманами, адыги скрепляли союз ещё и на бумаге в присутствии муллы (эфенди), который составлял документ - свидетельство о вступлении в законный брак, передаваемый в последствии представителю жениха, и делал соответствующую запись в книге, определённой для таких мероприятий.

Невесту из дома выводили братья в сопровождении девушек соседей и подруг невесты и провожали до ворот дома. И всё это под грациозные танцы и веселье.

В старые времена невесту забирали с отчего дома на красивой лошади, которую тщательно готовили к такому случаю, бывало на красивой наряженной карете, сегодня на дорогих роскошных автомобилях.

-2

Затем, от ворот дома жениха начинался обряд "Уынэишэ", когда невесту, также под песни и танцы, заводят в дом и знакомят с родителями и родственниками жениха. В этом обряде не должен присутствовать кто-либо со стороны невесты. Перед ногами невесты стелят баранью шкуру, наступив и переступив которую, она считалась вошедшей в дом, где всегда будет изобилие и благосостояние.

Весь процесс регулировался распорядителем свадьбы, одетым в красивую черкеску. Ни в коем случае его нельзя путать с тамадой. У тамады обязанности другие.

-3

Лицо невесты, при этом, должно быть закрыто вуалью. Действительно это для того, чтобы сторонние взгляды не нанесли вред посредством сглаза, но ещё и потому, что закрытое лицо во время обряда вхождения в дом жениха подчёркивало её скромность. Вуаль торжественно снимали кинжалом (ми) один или несколько джигитов.

-4

Во время этого действа распорядитель свадьбы говорил лестные слова в адрес невесты всем присутствующим, сопровождая их юмором и шутками.

Затем, одной из женщин - родственнице жениха предоставляется право первой подойти к невесте с блюдцем мёда и слегка помазать её губы мёдом, приговаривая, при этом пожелания в виде тоста, суть которого:

"Чтобы ты оказалась достойно вошедшей в наш род, как достойный вкус этого мёда, чтобы все вокруг слышали из твоих прекрасных уст лишь сладкую степенную и мудрую речь, подобно мёду, что лечит всё, чтоб жизнь твоя в замужестве была сладкой и уважала мужа своего, чтобы всегда услаждала старших своим отношением к ним и почитанием".

Как-то так. Конечно, на адыгском языке всё это звучит гораздо красноречиво, проникновенно и объёмно. После этого, обычно кто-то из детишек, выхватывает блюдце, выносит его за территорию этого действа, пробует мёд, что почётно после уст невесты, и разбивает его на счастье.

Далее, распорядитель свадьбы поочерёдно, соблюдая старшинство и степень близости родства, приглашает женщин знакомиться с невестой. Каждая из них преподносит ей подарки (в основном в виде украшений) и высказывает свои пожелания. Затем, знакомятся и оказывают знаки внимания и уважения мужчины - родственники жениха. В последнюю очередь с невестой знакомятся родители жениха, которые обмениваются скромными объятиями

-5

-6

Тут же взрывается музыка, друзья жениха приглашают присутствующих женщин на танец, отдавая им дань уважения по старшинству. Каждая, в свою очередь, благодарит парня, танцевавшего с ней, преподнося после танца "Къэфабжьэ" (подарок или зачастую закуска с крепким напитком). Эта молодёжь, по традиции, собирает "весь улов" и договорившись в какой-нибудь из дней после свадьбы, собираются и устраивают застолье.

После завершения этого обряда, невеста становится полноправным членом семьи и свободно наблюдает за свадебным торжеством. Теперь все остальные подходят и поздравляют невесту. Распорядитель свадьбы приглашает всех за праздничный стол.

Через некоторое время, по договорённости, на свадьбу приезжают гости со стороны невесты. Их встречают также с музыкой и танцами, оказывая им должное внимание и уважение. Их приглашают за праздничные столы.

Далее, в отдельной комнате происходил обряд знакомства новоиспечённых родственников, где обменивались подарками и тостами. Обряд знакомства часто мог проходить и на следующий день. При этом, до глубокой ночи всегда звучит национальная музыка, не прекращаются танцы и игры. На этом завершается первый день свадьбы.

На адыгских свадьбах соблюдается порядок рассаживания гостей. Праздничное застолье у адыгов считается одним из главных показателей культуры поведения человека в обществе, основанном на уважении к старшим, женщинам и молодым. Старшие мужчины и женщины располагаются отдельно друг от друга в разных комнатах, средний возраст гостей также отдельно. Молодые парни и девушки садятся вместе с молодожёнами, хотя раньше молодёжь вообще не садилась за свадебные столы. В течение всего торжества они танцевали и резвились во дворе, показывая своё удальство, устраивали конные и другие состязания.

На второй день свадьбы, если обряд знакомства родственников был завершён в первый день, обычно собиралась молодёжь. Сегодня, это коллеги по работе новобрачных, тем самым они также знакомятся друг с другом. К ним примыкают, друзья и соседи.

Третий день свадьбы раньше обычно переносился в дом невесты, точнее сказать, часть свадебного процесса. Этот обряд назывался "Мальхъэтешэ", то есть знакомство (представление) жениха уже в качестве зятя родителям и родственникам невесты. Сторона жениха, в это случае, была немногочисленна.

В доме невесты щедро накрывали столы, собирались родственники, друзья и соседи. Зятя заводили в комнату "знакомств", где присутствовали родители и ближайшие родственники невесты, двое его друзей.

Все трое молодых парней всячески показывали свою скромность и молчаливость из-за уважения к старшим.

Затем, преподносили старшему подарки с угощениями, а также символическую сумму денег "Мальхъэтехьэ", за то, что они удостаиваются чести познакомиться с родителями невесты. После чего, один из уполномоченных хозяев знакомил зятя со всеми присутствующими, а потом с отцом и матерью невесты.

В свою очередь, один из друзей представлял зятя и самих себя. Принимающая сторона также вручала друзьям жениха различные подарки с угощениями и символическую сумму денег "МальхъэтехьапщIэ", за то, что они были удостоены чести познакомиться со своим зятем.

Далее, бурное пиршество с танцами и весельем.

На адыгских свадьбах везде можно услышать шутки и видеть радость на лицах гостей. Однако, не позволительным считался громкий смех, сквернословие и неучтивое отношение друг к другу. За каждым праздничным столом тамада - всегда интересный собеседник и блюститель порядка, который не повышая голоса, дабы не обидеть, вежливо попросит не перебивать говорящих или тостующих (перебивать тостующего считалось признаком плохого воспитания), не позволит без разрешения встать и выйти из-за стола, а вернувшимся или опоздавшим скомандует протянуть бокалы. Тамада не позволит, в сугубо мужской компании, говорить о женщинах не пристойно, пресечёт хвастовство и лукавство, уклонится от разговоров о делах и политики. Главное - праздник и всё, что с ним связано.

В танцах мужчинам не рекомендовалось прикасаться к девушкам. В давние времена, братья девушки, пристально следящие за ней на свадьбе, но так, чтобы она сама не замечала их опеки, могли скрестить кинжалы с мужчиной за его не осторожность. Единственный старинный танец, где предоставлялась, своего рода, свобода в прикосновениях, называется "Уыдж" ("Уыджхэх"). Очень красивый массовый танец, который ознаменовывал окончание свадебных торжеств, где мужчины и девушки, чередуясь между собой, взявшись за руки, танцевали парами, выполняя синхронно простые движения, образовывая при этом большой круг. Рисунок группового танца менялся и импровизировался. Есть одна тонкость: мужчина в танце как-бы поддерживал её руку снизу, а рука девушки находилась сверху. Но она, при этом, незаметно, и в тоже время, очень изящно приспускала большой палец, чтобы не соприкасались их ладони, потому как такое соприкосновение могло вызвать сексуальное влечение у обоих. Братья должны быть всегда уверены во мне, считала девушка.

Очень красивый медленный танец "Къафэ", который первыми на свадьбе танцуют молодожёны, когда все становятся в большой круг и дружно в пол силы хлопают в такт музыки. Чтобы в кругу не было хаотичного движения нескольких танцующих пар, за очерёдностью танцующих, со свойственным ему задором, следит распорядитель свадьбы. В таком порядке это действительно выглядит очень красиво.

Заключение:

На первый взгляд, зачем нужны эти ограничения на свадьбе, когда на то она и свадьба, чтобы вести себя раскованно и непринуждённо, скажите вы? У адыгов эти ограничения как само собой разумеющееся и заложены с раннего возраста в их воспитании как обычные нормы поведения. Они ни как не обременяют отдыхающих, их не обсуждают.

Именно на свадьбе, когда человек эмоционально свободен и раскован от души, проявляется умение достойно вести себя в обществе: сдержанность, скромность, вежливость, уважение к старшим, к женщинам и детям, к своим традициям и обычаям.