Найти в Дзене
RUSSIAN.FOODIES

Интервью с Еленой Наумовой -основательницей Granola.Lab.

Мы обожаем вдохновляющие истории! И сегодня делимся именно такой. Елена Наумова- основательница компании Granola.Lab рассказала нам об отличии гранолы и мюсли, о том, откуда берется вдохновение для создания новых вкусов. Мы поговорили о сотрудничестве Granola.Lab с Фондом Дикой природы и конечно о становлении бизнеса и его планах. Начинаем уже по традиции с нашего блиц-интервью! RF: Когда приезжаете к маме или бабушке, что обычно просите приготовить для вас? Какое блюдо ассоциируется с домом и детством? Елена: Интересный вопрос) Наверное больше всего мне напоминает о доме - морковный сок. Потому что все мое детство мама мне готовила в соковыжималке морковный сок и теперь он у меня вызывает воспоминания об этом времени. Мама часто готовила на завтрак манную кашу и морковный сок. RF: Если бы целый год можно было есть только одно блюдо или продукт, чтобы это было? Елена: На самом деле у  меня часто меняются вкусы и предпочтения в еде...но на этот вопрос я, конечно, отвечу  - гранола!

Мы обожаем вдохновляющие истории! И сегодня делимся именно такой.

Елена Наумова- основательница компании Granola.Lab рассказала нам об отличии гранолы и мюсли, о том, откуда берется вдохновение для создания новых вкусов. Мы поговорили о сотрудничестве Granola.Lab с Фондом Дикой природы и конечно о становлении бизнеса и его планах.

Начинаем уже по традиции с нашего блиц-интервью!

RF: Когда приезжаете к маме или бабушке, что обычно просите приготовить для вас? Какое блюдо ассоциируется с домом и детством?

Елена: Интересный вопрос) Наверное больше всего мне напоминает о доме - морковный сок. Потому что все мое детство мама мне готовила в соковыжималке морковный сок и теперь он у меня вызывает воспоминания об этом времени.

Мама часто готовила на завтрак манную кашу и морковный сок.

RF: Если бы целый год можно было есть только одно блюдо или продукт, чтобы это было?

Елена: На самом деле у  меня часто меняются вкусы и предпочтения в еде...но на этот вопрос я, конечно, отвечу  - гранола! Наша гранола не сладкая и она очень разнообразная. В ней и орехи, и семечки, много разных составов и вкусов, поэтому я готова ее есть постоянно!

RF: Бывало ли, что тратили последние деньги на какую-то любимую или необычную еду?

Елена: Вспоминается период, когда я только переехала в Москву, мы с друзьями вчетвером снимали квартиру и жили на очень ограниченный бюджет. И вот в то время мы могли собраться, скинуться со всех по какой-то "могучей" сумме, которая у нас была распределена на день (что-то вроде около 100 рублей)) и пойти в магазин, чтобы на всех купить еды и приготовить ужин. Но, конечно, в те времена это была самая обычная еда, не из разряда высокой кухни и  без каких-либо гастрономических изысков.

RF: Многие путают гранолу и мюсли, считая это одним и тем же продуктом. В чем их принципиальные различия?

Елена: Был период, когда я так устала от этих вопросов и путаницы, что купила себе свитшот, на котором было написано "Гранола - это НЕ мюсли!" Коллеги из индустрии очень смеялись над этим свитшотом) 

Конечно, не могу отрицать, что эти два продукта похожи. Гранола и мюсли - как братья. Принципиальное отличие гранолы - у нее более чистый состав. Мы не используем сахар, красители, вредные консерванты. Не используем цукаты. В основе гранолы - цельное зерно. Мы используем классический геркулес, который варится 20-30 минут, (плющенное зерно). Это сложный углевод. Мы добавляем в гранолу орехи, которые покупаем сырыми и сами жарим. В качестве подсластителя используется мед или финиковый сироп. Мы следуем принципу 50 на 50 - в нашей граноле наполнителя также много, как и основы.  То есть это более качественная смесь.

Фото с сайта granolalab.ru
Фото с сайта granolalab.ru

RF: У вас в ассортименте достаточно необычные составы гранолы. Например, с гречкой и киноа. Вы самостоятельно создаете вкусы или на сегодняшний день это уже командная работа? Может быть есть повар-технолог, который этим занимается? 

Елена: Раньше все идеи создания вкусов исходили от меня. У меня появлялись различные идеи и мы совместно с технологом создавали новый состав гранолы. Сейчас у нас уже есть прекрасный бренд-менеджер, который помимо внешнего вида, дизайна упаковки и прочих моментов также отвечает за вкусовые сочетания. Мы с ней работаем вместе. Придумываем идеи вкусов, обсуждаем, далее отправляем на производство, где технолог в соответствии с нашей идеей делает пробную смесь. Далее мы всей командой пробуем ее и решаем будем ли запускать в продажу. Производство гранолы на основе киноа мы сейчас временно приостановили. Хотим немного изменить состав и выпустить ее еще с более усовершенствованным вкусом.

RF: Какие вкусы лично для вас самые необычные в вашей линейке гранолы?

Елена: Я фанат нашей линейки Wild Crunch, в частности гранолы "Кокос,кофе".   Я ее просто обожаю! В нее мы добавляем цельные кофейные зерна, мягкой обжарки, которые пригодны для еды. Более того, линейка гранолы Wild Crunch обогащена полезными веществами. Гранола "Кокос, кофе" у нас с пребиотиками, из этой же линейки гранола "Амарант, смородина" обогащена антиоксидантами, "Мята, шоколад" с коллагеном. Эту идею я привезла из Штатов. Я часто туда летаю за вдохновением и едой)) 

RF: Гранола с кедром и черемухой  - эта дань сибирским корням?

Елена: Можно сказать так!) У меня была идея сделать True Russian Granola и вдохновлялась я именно Сибирью. Наш классический вариант был с гречневыми хлопьями и пророщенной зеленой гречкой, но в таком составе она получилась немного жестковатой для массового потребителя. Мы же стараемся быть максимально понятными для широкого круга клиентов, поэтому было решено добавить туда взорванную гречку (выглядит как поп-корн). Она смягчила вкус, но при этом гранола не потеряла своих полезных и вкусовых качеств.

RF: Можете вспомнить какие-то необычные сочетания, которые вы с командой прорабатывали, но они по той или иной причине так и не вышли на рынок?

Елена: Мы довольно давно пытаемся разработать овощную гранолу. Не сладкую. 

Моя глобальная идея - сделать гранолу ежедневным завтраком каждого человека. Но я считаю, что сладкие продукты не могут быть в ежедневном рационе, именно поэтому наша основная линейка гранолы  - нейтральная, то есть не супер сладкая. Но есть идея пойти еще дальше и сделать овощную гранолу. Мы знаем какие наполнители в нее можно добавлять, но наш главный вопрос - мы пока не понимаем чем ее в таком случае заливать. Овощную гранолу молоком или йогуртом не зальешь, поэтому мы пока в раздумьях. Надеемся, что мы все-таки реализуем эту задумку и она найдет отклик в сердцах наших клиентов.

RF: Ваш бизнес проходил несколько этапов. Изначально вы делали все в одиночку на локальной кухне, тестировали продукт,  участвовали в маркетах, самостоятельно делали сайт и даже занимались разгрузкой орехов. На сколько сложно было допустить к процессу других людей, когда это уже стало необходимо? Легко ли было делегировать какие-то задачи?

Елена: Оох, к тому моменту я уже так устала все делать в одиночку, что проблем с передачей каких-то функций другому человеку у меня не было. Я была счастлива, когда он появился! Но была другая проблема. Я очень переживала из-за своей ответственности как работодателя, я боялась, что не получится стабильно ежемесячно платить людям зарплату. На сегодняшний день у нас зарплатный фонд в месяц более 1 млн рублей, но даже сейчас я зачастую плохо сплю ночами из-за переживаний о том, что что-то пойдет не так в бизнесе и люди останутся без честно заработанных денег. А в момент найма самого первого сотрудника - это было для меня действительно самым большим страхом! Первый год я сама лично не зарабатывала абсолютно ничего. И мой самый первый барьер к найму сотрудников был именно в страхе не выплатить зарплату.

Первым человеком, которого я наняла был повар. В первое время нам было, конечно, не просто. Помимо переживаний о зарплате,  я беспокоилась еще и о том, что не могу его контролировать. Это сейчас уже у нас есть выстроенная система и принципы работы, многоступенчатый контроль каждой партии товара, у нас есть мастер, который не отходит от поваров, заведующая производством, библиотека образцов и еще много чего. Но когда я только начинала свой путь я даже понятия не имела, что все это возможно и как это всё организовывается. Я с нуля писала систему работы. Изначально рецепты просто были записаны на листочках, поэтому порой у нас  случались косяки. Повар мог добавить кунжут туда, где его быть не должно, могли резко закончится ингредиенты и еще много чего случалось. 

Но делегировать я не боялась ни тогда, ни сейчас. Каждый член моей сегодняшней команды знает, что я даю сотруднику максимальную свободу действий. У каждого, конечно, есть перечень своих обязанностей, которые они должны выполнять, но я не стою и не контролирую каждого из них. Поэтому могу сказать, что у меня в команде работают очень ответственные люди, чем я очень горжусь. Собрать самоорганизующуюся команду -  не простая задача. Кстати, я наблюдаю одну особенность - у нас категорически не приживаются в коллективе мужчины. И меня это пугает! Я сейчас имею ввиду именно сотрудников офиса, не говоря о мужчинах, которые у нас задействованы на производстве. И не срабатываемся мы с мужчинами, которые приходят к нам устраиваться в офис, именно по причине плохой самоорганизации. К сожалению молодые люди не проявляют себя как ответственные сотрудники, которые могут справиться с задачами без моего контроля и помощи. А у меня нет ни времени ни желания ежеминутно контролировать каждого сотрудника. У меня множество других стратегичестких задач, которыми я должна заниматься. В связи с этим коллектив у нас сейчас женский)

-3

RF: Мы уже с вами затронули в разговоре линейку гранолы Wild Crunch, которая была создана совместно с Фондом дикой природы. Расскажите поподробнее про эту коллаборацию? Откуда появилась такая идея?

Елена: Это очень интересная история.

Началось все с того, что я решила, что нам нужно использовать на упаковке животный принт. Но я никак не могла понять, как его привязать к идее гранолы. Моя идея изначально была продиктована трендами. Я считаю, что продукты тоже должны следить за модой, следовать трендам, делать модные упаковки. Поэтому мы  с бренд-менеджером пытались тестировать какие-то дикие принты -  леопард, зебра и т.д. то есть, как в некоторых fasion моделях. Но результаты экспериментов нас не совсем удовлетворяли с точки зрения стиля. В  животных принтах нужно соблюдать очень тонкую грань. Сделать нужно стильно и трендово, но и не переборщить, чтобы упаковка не отпугивала безвкусием. Поэтому я решила привлечь хорошего дизайнера, которая придумала, как подать историю с животными принтами так, чтобы это было действительно красиво, стильно и ассоциировалось с едой. А затем на одном из брейнштормов с инвесторами появилась идея посотрудничать в этом направлении с фондом защиты дикой природы. Первоначально мне казалось, что договориться с ними будет очень сложно, но на практике оказалось все иначе. Они оказались очень открытыми ребятами и нам удалось довольно быстро договориться. Пока мы запустились в тестовом формате - у нас на упаковке наклейка с пандой, на которой есть информация о том, что 2% с каждой проданной пачки Гранола Лаб  перечисляет в фонд защиты дикой природы. Пока у нас контракт на 4 месяца, и если все пойдет хорошо, мы продлим его на год.

Фото с сайта granolalab.ru
Фото с сайта granolalab.ru

RF: Чувствуете некую внутреннюю потребность в исполнении социальной роли вашей компании? Участвуете в благотворительных мероприятиях?

Елена: Скажу так: я пока не чувствую ресурса помогать глобально и сильно, но конечно я бы хотела, чтобы в будущем какой-то процент чистой прибыли Гранола Лаб шел на благотворительность. Но пока, мы на том этапе, когда можем помочь немного в другом формате. Например, мы 4 года подряд участвуем в мероприятии Helpers Bazar, которое организовывает Veter Magazine, предоставляя продукцию Гранола Лаб на определенную сумму. 

Также некоторое время назад мы поддерживали благотворительное мероприятие организованное для детей, страдающих ДЦП. Для меня участие в таких мероприятиях как само собой разумеющееся, мне это нравится.

RF: В конце прошлого года Настя Колесникова проводила Добрую Столовую, мероприятие в поддержку особенных людей, где они готовили еду вместе с шеф-поварами лучших Московских ресторанов. Как относитесь к такой инициативе?

Елена: Я знаю об этом мероприятии и очень рада, что такого рода истории начали зарождаться. Я очень люблю Настю Колесникову, она вдохновитель нашего фуд локал рынка. Я тоже считаю, что помощь  - это не когда ты что-то делаешь за человека, помощь - это когда ты  предоставляешь человеку возможность и условия для того, чтобы он сделал сам! У меня были мысли о том, чтобы сделать какую-то должность, на которую можно будет нанять человека с ограниченными возможностями. Считаю это очень полезной историей. В будущем смогу это рассмотреть.

RF: Недавно Гранола лаб изменила упаковку. Ранее у вас была упаковка из крафта, как у многих нынешних продуктовых стартапов. Сейчас же ваша нынешняя упаковка уже выглядит более серьезно на их фоне. Можно ли сказать, что Гранола лаб уже не стартап?

Елена: Я думаю да, можно так сказать. Последние 2 года мы делаем уже достаточно хорошую выручку, Гранола лаб уже стоит на витринах больших магазинов. Конечно, мы еще малый бизнес. Причем малый бизнес в самом начале его пути. Но тем не менее наверное уже и не стартап. 

Хотя, с другой стороны, это зависит от того, что подразумевать под определением стартапа. Вообще считается что стартап в классическом варианте это компания, которая растет минимум в 10 раз в год. С 2017 на 2018 год у нас такой рост как раз случился. Мы очень резко выросли. С 2018 на 2019 год мы сохранили и чуть-чуть увеличим нашу выручку, но в 10 раз мы не выросли. Но очень радует, что в 2019 году мы и не упали, так как ситуации в 2019 году были очень не простые мягко говоря. Но по моим внутренним ощущениям  - мы все-таки переросли этап стартапа. Сейчас мы работаем по определенным выработанным регламентам, у нас появились свои внутренние процессы. Конечно это уже история, которая стремится к тому, чтобы показаться серьезной)

Мы не спринтеры, мы марафонцы

RF: На старте у вас еще была история с вареньем, когда вы попали на фестиваль "Московское варенье". Есть ли сейчас какой-то план на расширение ассортимента помимо вашего текущего?

Елена: На самом деле идей есть много, но я придерживаюсь политики нераспыления. Именно поэтому мы в свое время и отказались от варенья. Я поняла, что дополнительные продукты очень отвлекают, особенно когда у тебя маленькая команда. Например, у нас на сегодняшний день нет даже отдельного продажника. То есть мы только обрабатываем входящие заявки, а все большие стратегические продажи делаю я сама. Поэтому я считаю, что когда команда не слишком большая, нет никакого смысла распыляться на разные продукты. И этот принцип является залогом нашего успеха. Мы  - Гранола лаб и мы занимаемся производством гранолы. Я всегда говорю, что мы не спринтеры, мы марафонцы. Мы не хотим в моменте быстро заработать на разных продуктовых линейках и расслабиться. Мы хотим планомерно идти к своей глобальной цели, поэтому не отвлекаемся на сторонние истории, хотя предложений на самом деле много. Но я вижу, что нам есть куда расти и с гранолой, потолок еще даже не близко. Плюс мы задумываемся и рассматриваем для себя экспорт, поэтому работы еще очень и очень много.

Встретилась с Еленой Анна Анисимова.