Ряд последних инициатив губернатора Глеба Никитина, в том числе создание Регионального совета Нижегородской области, нужно рассматривать в треугольнике политических процессов, где эти реформы на уровне региона можно принять за один угол, за другой недавнее Послание президента, за третий работу над изменением Конституции, некоторые поправки к которой уже прошли первое чтение.
После того как главе субъекта федерации были возвращены политические функции, возникла новая ситуация, связанная с тем, что губернатору необходимо начать работать и на этом направлении.
На мой взгляд, ключевой является обсуждаемая на общероссийском уровне поправка к статье 132 Конституции – о том, что система местного самоуправления входит в общую систему публичной власти. Федеральный тренд осторожно обозначает наличие этой сферы политической активности – «публичная власть».
Раньше в Конституции не было этого термина, и сейчас он вводится «с краешку». Но это изменение указывает на некую стратегию, связанную с тем, что публичная власть в России начинает становиться предметом развития.
Переходя на уровень субъекта федерации, можно прогнозировать, что именно губернатор будет ключевым субъектом этой публичной власти, а МСУ будет ее частью, как и на федеральном уровне.
А Региональный совет, создание которого инициировано Глебом Никитиным, это элемент вхождения губернатора в полномочия региональной публичной власти, где он является уже не единственным игроком, а должен составить некий оркестр с другими участниками публичной власти. И этот оркестр должен слаженно играть понятную и идущую в русле стратегии развития региона и страны мелодию.
Андрей Дахин