Найти тему

Кино в деталях ... "Персона"

Пересмотрел не знаю в какой раз фильм Ингмара Бергмана «Персона» (1966). Этот фильм Бергман считал одним из самых важных своих фильмов. На первый взгляд он не производит особого впечатления и для его понимания нужно посмотреть не только его один раз, но и посмотреть все фильмы Бергмана не по одному разу.

В главных ролях, пожалуй, самые важные для Бергмана актеры - Лив Ульман и Биби Андерсон, Гуннар Бернстранд не хватает только Макса фон Зюдова. Фильм рассказывает историю о том, как актриса Элизабет Фоглер (героиня Лив Ульман), которая играла в спектакле «Электра» вдруг перестала говорить. Не заговорила она и на другой день. Ее помещают в больницу, а потом отправляют на отдых в домик у моря. За ней присматривает медсестра Альма (героиня Биби Андерсон). Общение двух женщин, которые ко всему еще и похожи друг на друга и составляет основу фильма. Следует сказать, что это черно-белый фильм формата 3-4, что создает особый атмосферный кадр, который изображает действительность так, как и должно быть в кино- магически, если вы меня понимаете.

Не стоит использовать обычный формат моего рассказа о впечатлении от фильма. Я не буду говорить отдельно о каждом из его создателей. Трудно что-то сказать о Бергмане, особенно после написанных им автобиографических книг, а погружаться в психоаналитическое копание, построенное на сопоставлении деталей его биографии и его фильмах не хочется особенно. Каждый сам решит зачем Бергману дважды нужно было прерывать фильм кадрами насилия и якобы порванной пленки, каждый сам объяснит себе зачем мальчик из фильма «Молчание» нужен режиссеру и почему он превращается из старухи и почему так много сцен из морга. Замечу, что Бергман хотел назвать фильм «Кинематограф», и видимо стремился показать совсем не то, что показал или не то, что мы увидели или вообще все еще хуже. Мне кажется, что это и есть одна из форм настоящего искусства- творец не понимает, что он творит, ибо является просто проводником… Это как Достоеский, который строил совершенно не художественные ходульные образы-идеи героев и, например, Тургенев, который творил героев, которые жили не зависимо от желаний Тургенева. Не случайно и Тургенев и Толстой отказывали, совершенно справедливо Достоевскому в таланте писателя восторгались его моральными вопросами. Переводить Достоевского по причинам отсутствия глубоких образов оказалось легко и его поняли на западе, он реально примитивен. Бергман же не Достоевский, он великий художник и его образы всегда больше идей.

Биби Андерсон снималась в фильме «Земляничные поляны» о котором мы писали, где она играла в паре с Гуннаром Бернстрандом. Свою главную награду «Серебряную пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля она получила за фильм «У истоков жизни» режиссера, как не трудно догадаться Ингмара Бергмана. За фильм «Персона» она получила номинацию на «BAFTA». Гуннар Бернстранд снимался в «Седьмой печати» в паре с Биби Андерсон об этом фильме мы тоже писали. Но его кинонаграды обошли, он получил только номинацию на премию «BAFTA» за роль в фильме Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи». Его амплуа в фильмах Бергмана всегда определено и никогда не предполагает большой роли. Лив Ульман главная актриса и может быть женщина в жизни Бергмана. Мы писали о фильмах «Шепоты и крики» и «Осенняя соната», где все построено именно на ее игре и таланте. Актеры Бергмана — это как актеры Майкла Ли- особая замкнутая каста, в которую нет входа и из которой нет выхода. При этом они не получают особых наград и не становятся великими звездами, они просто создают то, что будет называться кино, когда экраны затопят аватары и не останется зрителя способного понять, о чем это они тут.

Фильм потрясает глубиной… Молоденькая медсестра рассказывает актрисе о своей жизни, которая банальна и скучна- главное ее событие — это аборт в следствии случайного перепихона на пляже, на который отвез ее жених, который собирается на ней жениться. Открывая душу актрисе, она не была готова к тому, что так опишет это в письме, которое передает не запечатанным для отправки. Ребенок актрисы и сцены с мужем дают истории еще одно измерение, как объятия героинь, которые потом получили новое рассмотрение в «Шепоты и Крики». Актрисы похожи и то, как одна стала другой или другая стала одной…

Гениальный фильм. Его можно смотреть каждый день и его не хочется понимать потому, что он просто искусство, он просто есть, как дерево или солнце. Кажется, он не снят, а просто жизнь. Это удивительное явление не только у Бергмана, но и в кино вообще. Невероятная по силе своего воздействия картина жизни, которая оказалась на пленке и в результате этого стала не меньше жизни, как всегда бывает с моделями, а сильно больше. Кино, которое больше чем жизнь, наверно не бывает, но я верю своим глазам.

Это именно оно.

"Персона"