О нуар-фантазии от создателя «Острых козырьков» и «Табу»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Есть у меня такая привычка. Я сортирую фильмы, выставляя их в очередь на просмотр, но предварительно смотрю первые десять минут. Соответственно место в очереди определяется тем, насколько эти десять минут меня увлекли или нет. При этом отзывы и критику про фильмы до момента полного «ознакомления» с ними сознательно не читаю, дабы не утерять в общем потоке собственно своих ощущений и не попадать под чье-то «воздействие»
Ещё в прошлом году я (как и описано выше) посмотрел первые десять минут фильма «Море соблазна» и сделал пометочку – «смесь „Двойной страховки“ и солярного нуара а-ля „Леди из Шанхая“». После чего на какое-то время забыл про этот фильм. Каюсь, иногда выносить суждение о фильме по первым его десяти минутам – это непросительная вольность, ибо можно принять кажущееся за действительное. Когда я посмотрел «Море соблазна» (2019) полностью, то а) остался очень доволен б) понял, что ошибался на счет этой киноленты.
Начнем с того, что наши прокатчики самым непотребным образом исказили название кинокартины, так как в оригинале она назвалась «Безмятежность». Опять же очень важным в понимании её сути является то, что создателем фильма был Стивен Найт, которому мы обязаны фильмом «Порок на экспорт» (2007) и ультрапопулярными телевизионными проектами «Острые козырьки» (2013) и «Табу» (2017). То есть, если Найт что-то делает, то это не просто так.
Позволим себе крошечное отступление. У каждого уважающего себя режиссера, хотя бы минимально связанного с криминальным жанром, есть своего рода «одержимость» - это либо создать «самый лучший нуар», либо создать «принципиально иной нуар». Если вы не знаете, то нуар (от французского «черный») – это мрачные криминальные драмы. В части «лучшего нуара» пока пальма первенства у Роберта Родригеса и отчасти Тарантино, создавших «Город грехов» (2005). В части ино-нуара до сих пор бессменным гуру является Ридли Скотт, который в 1982 году снял «Бегущего по лезвию»
Действительно, «Море соблазна» начинается как солярный нуар (то есть перенесенный из мрачного города в жаркие места) с характерной для этого мрачного мета-жанра завязкой. Живет решительный парень с «тёмным прошлым», на горизонте которого внезапно появляется вся из себя красавица, коя слезно просит «раз и навсегда» устранить её благоверного. Сия просьба, естественно, подкрепляется посулом весьма и весьма крупной суммы. Однако в «Море соблазна» сюжет фильма делает резкий поворот, и вслед за героем Макконахи ты понимаешь: «Что-то здесь не так!»
Окружающая действительно как-то излишне «правильна», даже «одержимость» главного героя большущим «чудо-тунцом» явно напоминает сюжет «Старика и море», написанного Хемингуэем в 1952 году. К слову сказать, «папа Хэм» создал несколько произведений для эталонных нуаров (вспоминаем фильм «Убийцы» Роберта Сьодмака).
И по мере развития сюжета становится понятно, что Найт создает не «самый лучший нуар», а пытается сформировать «иной нуар», в который включает элементы самых различных мрачных фильмов. Сцена с картой, на которой нет изображения, невольно вызывает в памяти эпизод с «краем мира» из «Тринадцатого этажа» (1999). Персонажи, кои не в состоянии ответить на самые простые вопросы – явная отсылка к «Экзистенции» (1999). Есть еще масса интересных моментов...
Фильм подобен сну, в котором ты никак не можешь найти ответ: как же я оказался в этом месте? И подобно главному герою, в том же самом сне в голову приходит мысль: наверное, я слишком много пил, а потому и забыл самое главное. Однако главного героя никак не устраивает данный ответ. Он силится понять, почему желание поймать большую рыбу сменилось стремлением во чтобы то ни стало убить формально незнакомого ему человека (пусть даже и весьма плохого)
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим знакомить Вас с фильмами, в которых нуар сочетается с другими жанрами и стилистическими явлениями. А потому не забывайте читать наши новые материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара »
Cайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
«Жаркое место»: кадры прекрасной Коннелли, кои не встретишь в киноведческих журналах
Радующая глаз тссс…символ нуара
Нуар-краcоткu советского кино