Найти тему

Как снять квартиру, найти работу и построить карьеру в Москве

Оглавление

С черного входа - М.М. - Получаем хорошее образование - Ищем жилье - Закладываем фундамент карьеры - Улучшаем жилищные условия и положение среди коллег - Не останавливаемся - Три работы и общественная нагрузка - Контролируем нагрузку - Выходим на городской уровень - Дом, который нужно обходить - Выходим на всероссийский уровень - Пережить революцию - Пожинаем плоды

С черного входа

Не запачкаться в московской февральской слякоти было невозможно. Спасти могли только заморозки. Там, где неделю назад Нечаев весь изгваздался, и даже колоши не помогли, сегодня, 12 февраля 1906 года, он смело ступал по замерзшим рытвинам. Дернул ручку и вошел с убогого черного хода в библиотеку-читальню в доме Занковского, ул. Немецкая, дом 6 (а сейчас Бауманская, 38).

Когда снизу послышались шаги, заведующий библиотекой и лекционной аудиторией Василевский посмотрел на календарь. Понедельник. Значит поднимался Михаил Михайлович Нечаев, лектор по химии и геологии.

М.М.

Нечаев - скромен, он писал обо всех, а о нем, почти никто. И мы не найдем в Википедии гордую синюю ссылку о нем, по крайней мере, пока сами туда о Нечаеве не напишем. И мы не найдем его лица.

Он начал с того, что учил ботанике школьников, потом нес знания о химии, геологии и биологии в трудовые и разночинные массы. И, наконец, до глубокой старости просвещал самые широкие массы русскоговорящего народа.

Нам с вами он попался только по причине того, что перешагнул порог Дома, которого нужно обходить тем морозным февральским вечером.

Не получается узнать откуда он взялся и как оказался в Москве, зато можно проследить за тем, как он в ней прекрасно устроился.

В отчетах о деятельности аудитории, его ни разу не называют по имени отчеству, только М.М.. Никаких подробностей, кроме учебных программ. А они красноречиво говорят, что дело свое, М.М. знал хорошо.

Получаем хорошее образование

Да, сначала нужно получить хорошее образование. Нечаев получил его в Московском государственном университете. Его наставником в области минералогии и кристаллографии был приват-доцент Владимир Иванович Вернадский, старший его всего на шесть лет.а, Вернадский на банкноте в 1000 гривен, хотя он родился в Санкт-Петербурге, а жил и работал в обеих российских столицах.

Преданный ботанике, Нечаев с успехом преподает, как мы видим, химию, минералогию и кристаллографию.

А еще он очень любит и продвигает экскурсии. Это тоже школа Вернадского.

Вернадский на экскурсии. Мюнхен, 1889 год. Стоит в центре, в третьем ряду.
Вернадский на экскурсии. Мюнхен, 1889 год. Стоит в центре, в третьем ряду.

Ищем жилье

В справочнике "Вся Москва" Нечаев появляется в 1895 году. Ему 26 лет. В справочник люди подавали сведения о себе сами, кроме того, различные учреждения подавали информацию о своих ключевых сотрудниках с данными о местах их проживания, так что, пользуясь этой информацией, мы, приложив известный труд, можем проследить за тем, как наш лектор обживался в Москве.

Нечаевых в Москве не мало, но на М.М. подходит только Мих.Мих. и он один. Ну и "бинго", в 1895 году он поселился тут же, в Немецкой слободе.

Если как и должно выглядеть первое жилье в Москве, то наверное как-то так:

Это, правда, не дом де-Ламот, а соседний с ним дом Кацауровых. И не сам по себе, а после московского урагана 1904 года. Если приглядеться, то у края справа можно разглядеть еще пару строений, одно из них и есть дом де-ла-Моттъ.
Это, правда, не дом де-Ламот, а соседний с ним дом Кацауровых. И не сам по себе, а после московского урагана 1904 года. Если приглядеться, то у края справа можно разглядеть еще пару строений, одно из них и есть дом де-ла-Моттъ.

Номер 865 в конце адреса поможет найти его дом на карте Москвы, а номер 596 в конце алфавитной строчки - это страница перечня учреждений Москвы в этом же справочнике, и по ней мы найдем его первое зафиксированное место работы.

Идем на 596 страницу и там обнаруживаем Михаила Михайловича кандидатом естественных наук, преподавателем в реальном шестиклассном училище при Евангелическо-Лютеранской церкви Св. Михаила.

"канд. ест. наукъ Нечаевъ Мих.Мих. - Посланниковъ пер., д. де-Ламотъ"
"канд. ест. наукъ Нечаевъ Мих.Мих. - Посланниковъ пер., д. де-Ламотъ"

Что же, наш Мих.Мих. начал с того, что снял жилье подешевле и рядом с работой. Реальное Шестиклассное Училище располагалась в доме при очень известной в Москве Евангелическо-Лютеранской Церкви Св. Михаила.

Реальное училище потому и называлось реальным, что предпочтение в нем отдавали предметам естественной и математической направленности. Училище соответствовало современной средней школе без старших классов.

Можем представить себе, как по шершавой брусчатке Немецкой улицы шел на работу молодой учитель, кандидат естественных наук, обходя следы коров, уже уведённых пастухами на яузские луга за Румянцевским дворцом.

"Кандидат" - это сразу после "Студент", и уже "Ваше Благородие".

Закладываем фундамент карьеры

Попав в реальное училище, Михаил Михайлович обнаруживает, что большое количество его преподавателей состоят членами Общества по распространению технических знаний, к которым знания по естествознанию причисляются тоже.

Подчеркнуты члены Общества по распространению технических знаний. Каждого из этих педагогов можно гуглить. Тут есть и расстрелянные в 1919 году эссеры и будущие директора Московских гимназий, и составители учебных пособий.
Подчеркнуты члены Общества по распространению технических знаний. Каждого из этих педагогов можно гуглить. Тут есть и расстрелянные в 1919 году эссеры и будущие директора Московских гимназий, и составители учебных пособий.

Распространять знания требовалось прежде всего среди рабочих. Организовывались классы, составлялись образовательные программы, рассылались книги, формировался каталог учебных слайдов для волшебных фонарей.

Ведущие педагоги Москвы, в том числе директора гимназий, собирались друг с другом регулярно и делились опытом.

Бывший наставник самого Нечаева, Владимир Иванович Вернадский тоже там. И Михаил Михайлович немедленно вступает.

Улучшаем жилищные условия и положение среди коллег

В следующем, 1896 году Нечаев перебирается на Бульварное кольцо и селится в мебилированных комнатах братьев Юдиных на Большой Бронной улице. Это довольно далеко от места его работы и от конторы Общества по распространению технических знаний (О.Р.Т.З.). Зато совершенно другие условия.

Конечно, предприимчивые братья Юдины могли попасться на глаза Нечаеву и сманить его в свои мебилированные комнаты, раз у них недалеко от лютеранской церкви, на углу Гороховского и Токмакова переулков стояла целая небольшая медная фабрика.

Нечаев продолжает преподавать в реальном училище, и уже на третьем заседании 1896 года Комиссии преподавателей естественной истории при О.Р.Т.З. делает целое сообщение на тему: "О преподавании ботаники по Кольбаху" из сочинения (Naturwissenschaft und schule) и вот что он там говорит:

Изучение ботаники по Кольбаху должно начинаться с изучения типических растительных форм, после чего следует изучение близких родственных форм и переходных от одной группы растений к другой. При этом изучении большое внимание Кольбах уделяет биологической стороне. Недостатком метода Кольбаха является то, что он не делает разграничения между систематикой, физиологией и анатомией растений, и на изучение массы рекомендуемых автором растений потребуется очень много времени.

После этого сообщения председатель Комиссии дает краткий очерк воззрений прежней и новой школы преподавания ботаники.

Центром тяжести в преподавании прежде являлась систематика и морфология растений и мало внимания уделялось биологии; новая школа, наоборот, выдвигает биологическую сторону, и Кольбах стоит на рубеже этих двух направлений.

Это довольно скучно читать, особенно если вы не любитель ботаники, особенно, если речь идет даже не о ботанике, а о преподавании ботаники, ведь Нечаев разбирает книжку "Naturwissenschaft und Schule" (Естественные науки и школа), которая не была переведена тогда, а сейчас и кто такой Кольбах не нагуглишь.

Зато это дает представление о профессиональной области нашего героя.

Ботаника. Ботаники. Естествоиспытатели.

К 16 веку описаны и проиллюстрированы тысячи растений. В 18 веке Карлом Линеем создана первая система классификации растений (та самая систематика). 19 век - век Чарльза Дарвина - уже заканчивается. Написаны сотни, тысячи толстых книг с отличными иллюстрациями. Вопрос в том, как эти знания передать дальше наилучшим способом.

Ботаника - это прежде всего красиво.
Ботаника - это прежде всего красиво.

Не останавливаемся

В следующем 1897 году Нечаев перебирается на Садовое кольцо, устраивается на вторую работу и продвигается по общественной линии.

Нечаев съезжает от Юдиных и селится в мебилированных комнатах дома потомственного почетного гражданина города Москвы Александра Петровича Гуськова в Большом Козловском переулке, дом 1.

Членство в О.Р.Т.З. немедленно даёт свои плоды. В обществе состоит Любовь Федоровна Ржевская, директор частной женской гимназии на Садовой-Самотечной, которая и приглашает его к себе на работу.

Наконец, в О.Р.Т.З. Нечаев заступает на должность секретаря Комиссии преподавателей естественной истории. А это по уставу на три года.

Ранней весной Нечаев участвует в экскурсии, организованной Комиссией в Измайловский зверинец. На флору и фауну ходят и смотрят тридцать учеников Московского Учительского института и реальных училищ Мазинга и Михайловского в сопровождении девяти преподавателей. Нечаев отвечает за вопросы по ботанике.

Между прочим старые древесные пни в лесу представили случай показать ряд форм, питающихся корой и древесиной.

Доклад Нечаева на заседаниях в этом году связан с вопросами преподавания минералогии. С ним соглашаются, что перед минералогией нужно давать основы химии, а саму минералогию заменять геологией, а кристаллографию и минералы давать в ограниченном объеме.

Три работы и общественная нагрузка

Пни не прошли даром и в 1898 году Нечаев приступает к работе в реальном училище Карла Карловича Мазинга, теперь известная московская школа 57, которая тогда располагалась в Староваганьковском переулке, в доме Куманина. Мазинг, конечно, тоже состоит в О.Р.Т.З.

Жить Нечаев возвращается к Юдиным.

К концу года в О.Р.Т.З назрели противоречия и из него выделилось Педагогическое общество Московского университета. Нечаев сохранил за собой должность секретаря отделения преподавателей естественных наук.

Контролируем нагрузку

В 1899 году Нечаев решает отказаться от работы в женской гимназии и снова переезжает. Теперь в Замоскворечье, в Малый Овчинниковский переулок, дом 18. Это напротив храма Михаила Архангела.

Тут мы замечаем, что и лютеранская церковь имени Святого Михаила. И Нечаева нашего зовут Михаил Михайлович.

Кроме того, Нечаев отказывается от должности секретаря Комиссии по преподаванию естественных наук

"вследствие увеличения служебных занятий".

На заседаниях общества Нечаев продвигает идеи включения естественной истории (т.е. химия, биология) в программу общеобразовательных гимназий. И продолжает водить экскурсии в Измайловский зверинец.

Дорога на пасеку на территории Измайловского зверинца. Излюбленное место проведения экскурсий Педагогического общества.
Дорога на пасеку на территории Измайловского зверинца. Излюбленное место проведения экскурсий Педагогического общества.

Входя в новое столетие, тридцати-однолетний Мих.Мих. гордо перечисляет свои достижения на преподавательском поприще.

Выходим на городской уровень

В конце 1900 года отделение преподавателей естественной истории готовит и проводит съезд преподавателей естественных наук Москвы.

Съезд проводили с 26 декабря 1900-го по 2 января 1901 года в здании Москвовского университета на Моховой. Собрали 130 учителей из всех видов учебных заведений, заседали, посещали естественнонаучные музеи и Зоологический сад. Нечаев среди организаторов.

В 1901 году заканчивается строительство собственного здания реального училища Мазинга в Малом Знаменском переулке и доходного дома при нем на углу Знаменского и Колымажного (тогда Антипьевского) переулка, в который и переезжает Нечаев.

В этом же году открывается лекционная Аудитория в бесплатной библиотеке-читальне имени А.С.Пушкина в доме Богачевой на Немецкой, 4, в соседнем доме с Домом, который нужно обходить, и Нечаев начинает читать там лекции.

1 - доходный дом Мазинга; 2 - реальное училище при лютеранской церкви; 3 - Московский университет; 4 - реальное училище Мазинга; 5 - библиотека им. А.С. Пушкина в доме Богачевой
1 - доходный дом Мазинга; 2 - реальное училище при лютеранской церкви; 3 - Московский университет; 4 - реальное училище Мазинга; 5 - библиотека им. А.С. Пушкина в доме Богачевой

В отчетах Педагогического общества мы находим Нечаева за выступлениями и вождением ботанических экскурсий в Царицино, Измайловский зверинец и Зоологический сад.

Так проходит два года.

Дом, который нужно обходить

В 1904 году Михаил Михайлович Нечаев впервые переступает порог дома №6 по Немецкой улице. Сюда из соседнего дома перебирается библиотека-читальня им. А.С. Пушкина и ее Аудитория.

Дом, который нужно обходить. Немецкая, 6. Сегодня Бауманская, 36-38.
Дом, который нужно обходить. Немецкая, 6. Сегодня Бауманская, 36-38.

Мазинг строит второй доходный дом, рядом со своей гимназией, в Малом Знаменском переулке и Нечаев перебирается туда и располагается там надолго, практически на всю оставшуюся ему долгую свою жизнь. В 1907-9 годах он еще съедет в Малый Толмачевский, вернется обратно, потом еще сменит 28-ю квартиру на 39-ую и уже в ней, наконец, осядет.

По заведенной уже традиции, Нечаев находит недалеко от себя дополнительное место работы, женскую гимназию Екатерины Николаевны Дюлу на Никитском бульваре, в доме Вешнякова.

1 - дом Мазинга; 2 - реальное училище Мазинга; 3 - женская гимназия Дюлу; 4 - Московский университет (Педагогическое общество); 5 - реальное училище при лютеранской церкви; Д - дом, который нужно обходить (городская аудитория им. А.С. Пушкина).
1 - дом Мазинга; 2 - реальное училище Мазинга; 3 - женская гимназия Дюлу; 4 - Московский университет (Педагогическое общество); 5 - реальное училище при лютеранской церкви; Д - дом, который нужно обходить (городская аудитория им. А.С. Пушкина).

Выходим на всероссийский уровень

К 1910 году у Нечаева еще одна работа - он редактор естественно-научного отдела энциклопедического словаря братьев Гранат.

Готовится полностью переработанное 7-издание словаря. К работе над изданием привлечен Клемент Аркадьевич Тимирязев.

4 октября 1910 г. И. Н. Гранат поблагодарил К. А. Тимирязева "за любезно доставленные статьи по Словарю" и сообщил, что, согласно указаниям К. А. Тимирязева, в статье "Ботаника" М. М. Нечаевым "будут внесены соответственные изменения".

Универсальный энциклопедический словарь братьев Гранат - крупнейшее энциклопедическое издание России, прямой конкурент издательства словаря Брокгауза и Ефрона. Нечаев пишет и редактирует статьи на темы химии и биологии. Издательство располагается естественно недалеко - Тверской бульвар, 15.

Пережить революцию

К 1917 году 48-летний статский советник Нечаев загружен работой в реальном училище при Лютеранской церкви им Святого Михаила, в реальном училище Мазинга, он лектор в Народном Университете и редактор в издательстве "Гранат".

После революции справочник "Вся Москва" перестает выходить. Первое советское издание только в 1923 году. "Мих.Мих. Нечаева" там нет. В 1924 году появляется некто Нечаев М.Т. по его адресу. В 1925 опять нет. И, наконец, в 1926 году снова вот он Мих.Мих. Нечаев.

Нечаев Мих. Мих.  М. Знаменский п., 7, кв. 39 Тлф. 54-55. (Изд-во "Гранат").
Нечаев Мих. Мих. М. Знаменский п., 7, кв. 39 Тлф. 54-55. (Изд-во "Гранат").

В 1928 году сносят Лютеранскую церковь им. Святого Михаила, в реальном училище при котором Нечаев начинал работать по профессии.

Лютеранская церковь в 1928 году
Лютеранская церковь в 1928 году

А в 1929 году мы находим в адресной книге новое место работы Нечаева - Педтехникум имени Профинтерна.

Педтехникум имени Профинтерна находился тогда в Подсосенском переулке.

Судьба, однако, умеет улыбаться. В 1931 году Педтехникум преобразовывается в Московский Областной Педагогический Институт и переезжает на улицу Радио в бывшую усадьбу Демидова, которая находилась прямо напротив снесенной лютеранской церкви имени Святого Михаила.

Здание Московского Областного Педагогического Института, ул. Радио , 10 (Сейчас Московский Педагогический Университет)
Здание Московского Областного Педагогического Института, ул. Радио , 10 (Сейчас Московский Педагогический Университет)

И круг замкнулся.

Пожинаем плоды

3 февраля 1941 года Владимир Иванович Вернадский делает запись в своем дневнике о посещении юбилейного заседания общества естествоиспытателей.

Много моих учеников - стариков. М.М. Нечаев - "Энциклопедический словарь Гранат" - 70 лет! Это один из самых старых.

В 1940 году редакция словаря Гранат была объединена с редакцией Большой Советской Энциклопедии (которая суть Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, национализированная после революции).

В 52-ом томе БСЭ, выпущенном в 1947 году находим уже почти 80-летнего Нечаева:

БСЭ, 52Т, 1947. Научно-контрольные редакторы - Н.Н.Губский, М.М. Нечаев.
БСЭ, 52Т, 1947. Научно-контрольные редакторы - Н.Н.Губский, М.М. Нечаев.

Жизнь педагога Нечаева Михаила Михайловича закончилась в 1956 году.

В 1967 году в 5-м номере журнала "Химия и Жизнь" в разделе "Ученые отвечают школьникам", отвечая на вопрос "Когда вы решили стать химиком и что повлияло на ваше решение", академик Семен Исаакович Вольфкович вспоминал:

Я решил стать химиком под влиянием очень интересного и умного преподавателя Михаила Михайловича Нечаева. В Московском реальном училище, где я учился, он преподавала почти все разделы естествознания, в том числе химию, минералогию, кристаллографию и ботанику. Мы часто беседовали с ним в лаборатории, где проводили простейшие анализы, и во время поездок на месторождения некоторых минералов, в сады и на поля. Среди его учеников многие, в том числе и я, стали химиками.