Найти тему

БРОНЗОВЫЙ ЩИТ ЗА КРЫМСКУЮ

"100 фактов о войне " - так называется проект, посвященный Великой Отечественной войне и Победе нашего народа над фашизмом.
В течение ста дней мы будем публиковать посты о войне, о солдатском быте, об оружии и технике Победы, о наградах, а также истории людей, причастных к добыванию Победы.
Открывает проект рассказ Сергея Ростовского о том, почему название станицы Крымской отображено на наградном знаке Третьего рейха.

БРОНЗОВЫЙ ЩИТ ЗА КРЫМСКУЮ

Автор: Сергей Ростовский

Оказывается, фашистские вояки, отличившиеся в сражениях на Кубани, награждались специальным нарукавным знаком - так называемым Кавказским щитом, на котором было название и нашего города (тогда еще станицы) - "KRYMSKAJA", ибо именно здесь велись наиболее ожесточенные и кровопролитные бои.

Станица Крымская оставила свой след в истории Второй мировой войны не только в связи с жестокими боями на "Голубой линии". Дело в том, что Крымская была официально запечатлена на одной из наград вермахта. Фашистские вояки отмечали этими знаками не только отличившихся в боях, но и тех солдат, которым просто-напросто посчастливилось живыми унести ноги из гибельных переделок.

В связи с некоторыми крупными операциями гитлеровцы награждались нарукавными знаками отличия типа шевронов в виде бронзового щита для ношения на левом рукаве мундира. Известны, например, Холмский и Демьянский щиты (за бои в окружении под городом Холм Новгородской области и в Демьянском котле, что под Старой Руссой), Крымский и Кавказский щиты за взятие Крыма и бои на Кавказе, а есть еще и Кубанский щит. Учрежден он 20 сентября 1943 года для награждения военнослужащих и гражданских лиц, отличившихся в боях на Кубани. На щите схематически изображалась линия фронта и обозначались населенные пункты: "KRYMSKAJA", "NOVOROSSIICK", "LAGUNEN" (от слова "лагуна", надо полагать, имеется в виду какой-нибудь черноморский залив). Вверху щита располагался имперский орел с распростертыми крыльями и дата "1943", а под ним надпись - "KUBAN".

В мае 1944 года приказом по вермахту был уточнен список операций, участники которых имели право на награждение данным щитом: взятие Краснодара, оборона в районе Новороссийска, оборона у Абинской, оборона Троицкой, взятие Абинской, оборонительные бои в районе Крымской, наступление на Новороссийский плацдарм, а также отступление с Кубани. Щит получали те, кто участвовал в одном из основных сражений или же в целом в боях на Кубани в течение 60 дней, кто был здесь ранен. Награждение производилось вплоть до апреля 1945-го, т. е. уже давным-давно после того. как немецко-фашистские захватчики были выброшены с Кубани и Таманского полуострова.

Что же происходило в отмеченные наградной фашистской реляцией дни под Крымской? 4 апреля 1943 года началось первое наступление на нашу станицу. В 9 утра, после артподготовки, 56-я армия атаковала по всему фронту. Враг повсюду оказывал упорное сопротивление. У него оказалось много пулеметных точек, которые не смогла подавить артиллерия, поддержки которой к тому же наши войска лишились из-за сплошного дождя и сокращения видимости до 500 метров. Неустойчивая погода и обильное таяние снега в горах привели к небывалому паводку. Реки Адагум и Абин вышли из берегов и затопили участок, где наступали 2-я гвардейская стрелковая и 83-я дивизии. Это сковало маневр наших войск, затруднило доставку боеприпасов, продовольствия, эвакуацию раненых. Бойцам приходилось по грудь в ледяной воде переходить реки, лежать в грязи под обстрелом, но все же, медленно проламывая оборону противника, они продвигались вперед и вскоре вышли к железной дороге восточнее Крымской. Однако 6 апреля обширное затопление все же заставило наше командование прекратить наступление.

14 апреля, подтянув резервы и сделав необходимую перегруппировку, 56-я армия начала второе наступление на Крымскую. Но и противник за неделю передышки хорошо подготовился, неоднократно переходил в контратаки, завязывались рукопашные схватки. С утра и до позднего вечера авиация противника, используя свое преимущество, наносила удары по нашим позициям. Основная задача - овладение станицей Крымской - оставалась нерешенной, но и противник не смог снять из-под Крымской ни одного полка в помощь операции "Нептун" против защитников "Малой земли". Замыслы фашистов оказались скованы.

Ранним утром 29 апреля после 100-минутной артиллерийской подготовки в наступление (уже третье по счету) перешли главные силы северной и южной ударных групп всей 56-й армии. Противник занимал выгодные во всех отношениях рубежи, имел хороший обзор и обстрел местности. С наблюдательного пункта командующего 56-й армией А.А. Гречко, где находился до 1 мая 1943 г. и маршал Г.К. Жуков (на сопке этой, ныне расположенной в саду опытно-селекционной станции, установлен памятный знак), хорошо была видна вся станица Крымская, вся панорама воздушного и наземного сражения. Жуков доносил в те дни по прямому проводу И.В. Сталину: "Сколько видел боев, но таких ожесточенных не приходилось… Храбрость советских солдат не знает границ".

4 мая 1943 года станица Крымская была освобождена. За время боев в ее окрестностях противник потерял около 7 тысяч солдат и офицеров, свыше 70 танков.

В районе Киевского, Молдаванского и Неберджая, на реках Курка и Кубань советские войска уперлись в новую сильно укрепленную вражескую полосу. Попытки прорвать ее на различных участках частями 56-й, 37-й и 9-й армий к успеху не привели из-за отсутствия резервов и других средств развития наступления. Дальнейшее упорство с нашей стороны не имело смысла и привело бы к огромным потерям. Поэтому командование фронта решило наступление с 15 мая остановить. Для прорыва следовало организовать новую операцию, а для этого нужны были время и средства. Но основное, пожалуй, заключалось в том, что теперь быстрое освобождение Таманского полуострова уже не оказывало решающего влияния на исход войны.

Все лето 1943 года продолжались упорные бои на знаменитой "Голубой линии". Советские войска, не имея численного превосходства над противником, достаточного для фронтального прорыва, буквально прогрызали его оборону, захватывая важные для будущего наступления плацдармы. Это привело к тому, что в переломный момент битвы на Курской дуге гитлеровскому командованию не удалось перебросить с Кубани ни одной дивизии в помощь своему последнему за войну наступлению - операции "Цитадель".

Сентябрь 43-го стал для гитлеровцев месяцем отступления и краха. Освобождение Новороссийска позволило начать фронтальное вытеснение противника с Таманского полуострова. За месяц боев враг потерял убитыми и ранеными около 60 тысяч, пленными - до 4 тысяч и вынужден был оставить Кубанский плацдарм, что создало необходимые предпосылки для освобождения Крыма. И уже 9 октября последний вражеский солдат был сброшен в воды Керченского пролива.

…Битые немецкие вояки получали свои награды уже в Крыму, а кто-то - даже и в Германии, и, указывая новичкам на труднопроизносимое название "KRYMSKAJA" на нарукавном шевроне в форме щита, ветераны вермахта повторяли: "О, там был ад!"