Это было в 1968 году, когда первый Советский космический корабль облетел Луну и приземлился на Землю. Это было одно из важных достижений нашей страны в космической гонке с США.
Советский Союз лидировал, первым запустив искусственный спутник Земли «ПС-1» и первый космический аппарат «Луна-1». Аппарат «Луна-2» достиг поверхности Луны, «Луна-3» сделала фото обратной стороны Луны. Первым космонавтом был Юрий Гагарин, так же мы сделали первыми многоместный аппарат «Восход».
Джон Кеннеди, 35-й президент США, заявил в Конгрессе, что США будут первыми из тех, кто отправит человека на Луну и вернет его на Землю. СССР принял вызов, но не огласил это официально.
Одним из первых этапов Советских ученых, был пилотируемых облет ночного светила. По задуманному проекту на околоземной орбите, должен был собраться сам пилотируемый корабль, разгонный модуль и корабли-заправщики.
В 1965 году проект разделили на два Конструкторских бюро. КБ «Королева» проектировал непосредственно сам корабль и разгонный блок, КБ «Челомея» ракету-носитель.
К 50 - летию Великой октябрьской революции планировалось, что два советских космонавта облетят Луну.
Цели миссии усложнилась. Разгонный блок, после короткого полета в околоземной орбите, нагонял скорость, близкую ко второй космической и тогда сам корабль начинал двигаться по вытянутому эллипсу, в итоге догонял и облетал Луну, после чего в спокойном дрейфе возвращался в перигею на Землю. После 6-7 дней, управляемым спуском, входом в плотные слои атмосферы, путешествие должно было закончиться.
Для экономии массы корабля, его «ободрали как липу». Убрали бытовой отсек и системы стыковки, ухудшив систему жизни обеспечения космонавтов, а новые приборы и аппараты (навигация, ориентация, связь) оказались на много больше, сложнее, тяжелее, чем задумывалось. Пришлось убрать даже запасную парашютную систему, вторую двигательную установку и укоротить солнечные батареи.
Переделка была трудной, не хватало времени, опыта и ресурсов. Но в 1967 году начались первые полетные испытания без космонавтов, чтобы проверить работоспособность системы.
У аппарата не было собственного названия. Лишь в официальных источниках называли его что-то вроде как серия «Космос». В проходимых испытаниях было много отказов, именно тогда стали упрощать названия испытуемых кораблей, стали называть проще, загадочным именем - Зонд.
Попытки облететь Луну проваливались, подводил разгонный блок, испытания шли провальные. Только спасательная система работала на отлично, что давало хоть какое то утешение.
Только весной 1967 года прошли успешные испытания, без облета Луны и без экипажа. Но попытка посадить была не удачной, отказала система ориентации, корабль был автоматически подорван, так как падал за границами СССР. Это был «Зонд-4».
С учетом всех ранних ошибок, неудач, конструкторы учли многие детали, был запущен «Зонд-5». На нем уже присутствовали живые организмы-черепахи, насекомые, растения. Им не нужно было много кислорода. Эти самые медленные испытуемые, должны были побить рекорд скорости и дальности полета. На это раз все прошло успешно, все системы сработали в штатном режиме, «Зонд-5» отправился в межпланетное путешествие!
Были, конечно, проблемы и в дальнейшем, но в сентябре 1968 года, «Зонд-5» достиг и облетел Луну на высоте 2 тыс. км от поверхности, сделав замечательные ее снимки. Теперь другая главная задача вернуться на Землю и удачно приземлиться.
Корабль входил в слои атмосферы на скорости 11 км/сек., перегрузка 20 единиц. Будь на корабле люди, здоровью была бы реальная угроза! Спуск приходился не на территорию Казахстана, а в Индийский океан.
Вся флотилия СССР, устремилась по поиски приземлившегося аппарата, поиску мешали большие 5 метровые волны. Наконец аппарат был найден и поднят на судно «Василий Головин». Доставили аппарат в Бомбей, а потом переправили в Москву.
Это был несомненный успех полета «Зонд-5». Еще ни один корабль не летал так далеко и так быстро. За шесть дней полета пролетел 800 тыс. км. Самолет бы летел полтора месяца это расстояние.
Советские ученые доказали, что могут решать сложные, важные задачи. Этот полет дал информацию о работе бортовых систем, пилотируемой аппаратуры.
К великому сожалению, это была последняя успешная попытка, остальные заканчивались не удачами.
Космонавты «лунного отряда» написали письмо руководству страны о пилотируемом полете, но не нашли поддержки. Ни кто не хотел рисковать жизнью людей на ненадежной технике.
Вскоре американские космонавты на «Apollo-8», вышли на окололунную орбиту, пробыв там 20 часов, вернулись благополучно на Землю.
Сегодня разрабатываемые корабли для полетов в дальний космос - российский «Федерация», американский – «Orion», учитывают все прошлые уроки запусков полувековой давности!
Уже готовятся новые интересные статьи, не пропустите, подпишитесь, это же не взять на себя ипотеку! Спасибо за полное прочтение!!!
Источник: Главный журнал о космосе "Русский космос" ноябрь 2018 года. (текст мною обработан и отредактирован).