Найти тему

Боярское служение Никиты Одоевского ("Соляной бунт" и его герои. Часть 3)

После принятия Уложения служба князя Одоевского пошла своим обычным порядком; он по-прежнему присутствовал при дворе, часто бывал приглашаем к торжественным царским обедам, участвовал в разных придворных церемониях. Однако места среди царских любимцев ему не находилось. Может быть сказывалась разница в возрасте между 20 летним Алексеем и 45 летним князем, а может царь испытывал ревность по отношению к умному и знатному боярину и не хотел ему ничем быть обязан. Неблагодарность — это черта многих монархов.

Николя   Фуке на портрете 1656 par Édouard Lacretelle
Николя   Фуке на портрете 1656 par Édouard Lacretelle

Примером может быть история Николя Фуке, который во времена Фронды помогал правительству Франции в борьбе с парламентом, воспрепятствовал конфискации имущества кардинала Мазарини и содействовал возвращению малолетнего короля Людовика XIV в Париж.

После укрепления королевской власти Фуке сделал стремительную карьеру при дворе. Сначала он получил должность главного прокурора при парижском парламенте, а затем, сам кардинал Мазарини сделал Фуке суперинтендантом финансов при Людовике XIV в 1653 году. Он превратился в одного из самых могущественных и богатых людей Франции, благодаря торговле во французских колониях и сделкам внутри Франции. Николя Фуке мечтал о должности премьер-министра Франции, но тут все пошло не так, как он планировал. Людовик XIV решает упразднить эту должность для более полного контроля над страной. И вот, начиная с этого момента, мнения историков расходятся. Некоторый считают, что Кольбер, позднее ставший министром финансов, не выносил Фуке на дух и, поэтому, плел интриги за его спиной и обвинял его в казнокрадстве. Хотя это имело место быть при Мазарини. По второй версии историков, Фуке, действительно, присваивал себе значительную часть казны, а короля раздражало его самомнение, богатство и расточительность.

 Людовик XIV в 1661 г.
 Людовик XIV в 1661 г.

Но единственное, в чем мнения всех историков сходятся, так это в любви Фуке к праздникам, торжествам и пиршествам. Молодой Фуке был известен своим изысканным вкусом и, вдобавок, посмел ухаживать за фавориткой короля – Луизой де Лавальер.

Луиза ла Бом ле Блан де Лавальер
Луиза ла Бом ле Блан де Лавальер

Как бы то ни было, 17 августа 1661 года, Фуке устраивает роскошный приём в замке Во-ле-Виконт в честь короля. Посуда на столах была из массивного золота, по каналам скользили позолоченные гондолы с гондольерами в белых одеждах…И это в то время, когда золотая посуда в Лувре была переплавлена на оплату Тридцатилетней войны! Ошеломлённый и раздражённый небывалым богатством Фуке Людовик XIV отказался ночевать в замке и предпочёл отправиться обратно в Фонтенбло. Подданный превзошёл в богатстве и роскоши самого короля, а его замок затмил королевскую резиденцию!

Дворец Во-ле-Виконт называют также "замком, который вдохновил Версаль", так как после ареста Фуке его архитекторы перешли на строительство королевской резиденции в Версаль.
Дворец Во-ле-Виконт называют также "замком, который вдохновил Версаль", так как после ареста Фуке его архитекторы перешли на строительство королевской резиденции в Версаль.

Это было последнее пиршество, устроенное Фуке. Его арестовали королевский мушкетеры три недели спустя и обвинили в казнокрадстве.

замок Пиньероль
замок Пиньероль

 Арестовал его никто иной, как Д’Артаньян. По закону Фуке грозила смертная казнь, либо ссылка, но впервые в истории Франции глава государства воспользовался правом "помилования" и приговорил Фуке к пожизненному тюремному заключению. Остаток своей жизни Фуке провёл в замке Пиньероль, где ему было запрещено писать, читать и с кем-либо встречаться. После ареста Фуке Во-лё-Виконт был конфискован, а гобелены, мебель, посуда, картины, ковры – всё самое ценное вывезено в Лувр, а позднее в Версаль, на постройку которого Людовика XIV вдохновил Во-ле-Виконт.

Алексей Михайлович был более великодушен ко своим подданным и редко вычёркивал людей из своей жизни. Князь Одоевский всегда был на виду и в определённые моменты призывался для выполнения важных поручений.

В 1663 году Никиту Ивановича Одоевского ждало в Москве новое в высшей степени щекотливое дело, которое возникло в связи с конфликтом между царём и патриархом Никоном. Никон начал позволять себе разные дерзкие выходки по отношению к царю и его приближенным, а однажды предал проклятию одного из царских стольников Романа Бобарыкина, тягавшегося из-за земли с любимым Никоном Воскресенским монастырём. Бобарыкин донёс царю, что Никон проклял самого царя. На «тишайшего» царя это подействовало очень тяжело. По совещании с боярами было решено послать в Воскресенский монастырь особую следственную комиссию и во главе её поставили князя Н. И. Одоевского. А мы помним, что ещё с 1648 года боярин находился в крайне натянутых отношениях с патриархом. 

Назначенный в следственную комиссию князь Никита Иванович, разумеется, не мог очень снисходительно отнестись к патриарху, и вёл следствие далеко не в его пользу, допрашивал свидетелей слишком строго, под угрозой пыток, старался запутать Никона, заставить его сказать что-либо, что могло бы быть истолковано в смысле недоброжелательства к царю, и успел заставить неосторожного патриарха сказать несколько слов, на основании которых Одоевский донёс в Москву, что Никон ожидает только собора и вселенских патриархов, чтобы «отчесть от христианства великого государя». И в дальнейшей своей деятельности Одоевский выказал такие же враждебные отношения к Никону: в декабре 1664 года, когда Никон внезапно явился в Москву, Одоевский был послан к нему для переговоров и настоятельно требовал, чтобы он снова удалился в Воскресенский монастырь. 

А. Прохоров. Князья Никита Одоевский и Юрий Долгоруков объявляют патриарху Никону о решении царя о ссылке его в Воскресенский монастырь
А. Прохоров. Князья Никита Одоевский и Юрий Долгоруков объявляют патриарху Никону о решении царя о ссылке его в Воскресенский монастырь

В 1666 году на соборе, собранном для суда над Никоном, Одоевский явился его обвинителем и требовал его низложения, а во время самой церемонии лишения сана он, единственный из светских лиц, присутствовал при этом обряде.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) "Суд над патриархом Никоном"
Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) "Суд над патриархом Никоном"

В 1668 году князь Н. И. Одоевский был поставлен во главе приказов: Большой казны, земского и рейтарского; в 1671 году во вторую свадьбу царя он получил весьма почетное назначение — быть посаженым отцом у царя.

Со смертью царя Алексея Михайловича положение Одоевского не изменилось. Он пользовался уважением молодого Фёдора Алексеевича, но был уже слишком стар, чтобы оказывать значительное влияние на дела. Впрочем, в 1677 году ему был поручен Аптекарский приказ, и в этом же году он получил звание наместника Владимирского. В 1681 году он в Московском Судном приказе и около того же времени занимает председательское место в недавно возникшем новом учреждении, носившем название Расправной, Золотой или Разрядной Палаты. Это учреждение создалось вследствие переполнения делами Боярской Думы; сановники, заседавшие в нем, занимались делами текущего управления и председательство в нем было в высшей степени почетным. 

На соборе 1682 года, собранном по поводу уничтожения местничества, Одоевский занимал первое место. В этом мне видится ещё один гражданский подвиг Никиты Ивановича. Пожалуй, самый титулованный и знатный боярин Московского государства своим согласием благословил слом дедовской системы построения государства, в которой право на должность даровалась древностью происхождения. Ритуальный костер из Разрядных книг очистил политическую сцену для деятельных и полезных людей, реализовавшихся в эпоху Петра Великого.

Уничтожение местничества. Гравюра 19 века.
Уничтожение местничества. Гравюра 19 века.

По смерти царя Фёдора Алексеевича, в правление царевны Софьи, Одоевский сохранил свое почетное положение при дворе вместе с председательством в Расправной Палате, хотя в делах приказов он уже не упоминается. 

Белокаменное надгробие Никиты Ивановича Одоевского - автора Соборного уложения 1649 года. 1689 г.
Белокаменное надгробие Никиты Ивановича Одоевского - автора Соборного уложения 1649 года. 1689 г.

Старость и утомление сказываются в его деятельности, и этим объясняется тот факт, что в грамотах и документах того времени всё реже и реже встречается его имя. Лишь изредка, в некоторых особенно важных церемониях появляется престарелый боярин и занимает первое место в главном составе правительства, в котором, к тому времени, в звании бояр, заседали уже его внуки. Умер князь Никита Иванович 12 февраля 1689 года и был похоронен в семейной усыпальнице рода князей Одоевских, в Троице-Сергиевской лавре.