Найти в Дзене

Вези меня, «Копеечка»!

Оглавление

«Копеечная» ностальгия

В свое время, модель автомобиля ВАЗ-2101 была символом достатка советского человека. Стоимость ее на вторичном рынке превышала государственную цену в два-три раза. При этом, статус обладателя «копейки» уступал лишь владельцу собственной «Волги» ГАЗ 2410.

ВАЗ 2101 или "копейка"
ВАЗ 2101 или "копейка"

Правда, попытка заполучить личное авто во владение для большинства граждан СССР напоминала процесс приближения к горизонту. В лучшем случае, была трудно достижимой мечтой. Производимые под кураторством оборонки в послевоенном СССР «Запорожцы», «Волги» и Победы», распределялись строго по спискам предприятий, либо по грандиозному блату. Общая картина: желающих купить машину – море, реальных возможностей – мизер.

-2

Между тем, к началу 60-х в стране значительно возросли зарплаты и пенсии. Население же, свято помня поговорку про «черный день», и не имея ни привычки, ни возможности щедро тратить кровно заработанные предпочитало хранить их «в чулке».

Как известно, наращивание денежной массы, не подтвержденной товарами, является серьезной проблемой для экономики государства. Вопрос – нешуточный, и решение было найдено простое до гениальности.

Хотите личное авто? Будет вам авто!

-3

Правительством было решено построить среди прочих строек века и новый автомобильный завод. Даешь автомобилизацию всей страны! Правда, с местом для завода определились не в один заход. Министерство обороны ни в какую не желало отпускать из-под своего ведомства автомобилестроение. В качестве аргумента выдвигался тезис, мол, если мы строим лучшие в мире танки, то с легковушками подавно справимся… Как видите, у нас были вполне реальные шансы получить на дорогах облегченную версию Т-34 только на колесах, без пушки и без башни.

Но мудрый Алексей Николаевич Косыгин, бывший тогда Председателем Совета министров СССР, "разрулил" и этот вопрос, предложив построить не один, а два автомобильных завода.

А.Н.Косыгин, Председатель Совета министров СССР
А.Н.Косыгин, Председатель Совета министров СССР

На том и порешили: «силами советской оборонной промышленности» построить автомобильный завод в городе Ижевске, а для строительства автозавода в городе Тольятти (бывшая Куйбышевская, а теперь Самарская область) привлечь специалистов итальянского автомобильного концерна FIAT, взяв за прототип для будущего детища советского автопрома автомобиль FIAT-124 .

Автомобиль FIAT-124, признанный в 1966 году «Автомобилем года в Европе». Это - высокое признание!
Автомобиль FIAT-124, признанный в 1966 году «Автомобилем года в Европе». Это - высокое признание!

однако, во время испытаний модели в России вышел конфуз. Оказалось, что подвеска у именитого прародителя не выдерживает российских дорог. Особенно проселочных. Да и кузов не мешало бы усилить, а также доработать трансмиссию, двигатель, ну и так далее (всего порядка 800 пунктов). И ничего, что при этом вес автомобиля увеличивался с 800 до 900 с лишним килограммов. У нас по проселкам, все равно, не разгонишься особо . Так что скорость может быть и поменьше, чем у образца.

«Копеечный» запуск

Пока все это выясняли да дорабатывали, предприятие построили. За три года. В апреле 1970 г. Волжский автомобильный завод (ВАЗ) выпустил пробную – 6 штук – партию легковых зaднепpиводныx aвтoмoбилей с 4-х дверным кузовом типа седан. Маленькие такие шедевры.

-6

Говорят, что самый первый автомобиль был сведен с конвейера итальянским шеф-конструктором Бенито Гуидо Савоини, лично.

Для начала новой модели дали официальное имя ВАЗ-2101. Торговое наименование «Жигули». В сентябре того же года начался серийный выпуск этих автомобилей, позднее получивших в народе прозвище «копейка».

ВАЗ-2101 стал наиболее распространенным в СССР легковым автомобилем. С 1970 по 1983 годы их было произведено и выпущено около трех миллионов экземпляров. В мае 1972 года Волжский автомобильный завод был удостоен международной премии «Золотой Меркурий» - высшей награды европейской торговли.

Так «Копейка» стала символом советского автопрома. Но на этом официальные заслуги «Копейки» не заканчиваются. По мнению авто-эксперта Михаила Соркина, с запуском модели ВАЗ-2101 в СССР пришел не только «массовый и доступный» автомобиль, но и новые технологии, благодаря которым вся советская промышленность сделала огромный шаг вперед.

Процесс автомобилизации всей страны, как говорил Михалсергеич, нАчался именно с запуска «Копейки».

В 2000 году журнал «За рулем» провел всероссийский опрос, по результатам которого модель ВАЗ-2101 была названа лучшим российским автомобилем двадцатого века.
В 2000 году журнал «За рулем» провел всероссийский опрос, по результатам которого модель ВАЗ-2101 была названа лучшим российским автомобилем двадцатого века.

Хорошо адаптированный к российским условиям, неприхотливый, надежный ВАЗ-2101 получил всенародное признание.