«Копеечная» ностальгия
В свое время, модель автомобиля ВАЗ-2101 была символом достатка советского человека. Стоимость ее на вторичном рынке превышала государственную цену в два-три раза. При этом, статус обладателя «копейки» уступал лишь владельцу собственной «Волги» ГАЗ 2410.
Правда, попытка заполучить личное авто во владение для большинства граждан СССР напоминала процесс приближения к горизонту. В лучшем случае, была трудно достижимой мечтой. Производимые под кураторством оборонки в послевоенном СССР «Запорожцы», «Волги» и Победы», распределялись строго по спискам предприятий, либо по грандиозному блату. Общая картина: желающих купить машину – море, реальных возможностей – мизер.
Между тем, к началу 60-х в стране значительно возросли зарплаты и пенсии. Население же, свято помня поговорку про «черный день», и не имея ни привычки, ни возможности щедро тратить кровно заработанные предпочитало хранить их «в чулке».
Как известно, наращивание денежной массы, не подтвержденной товарами, является серьезной проблемой для экономики государства. Вопрос – нешуточный, и решение было найдено простое до гениальности.
Хотите личное авто? Будет вам авто!
Правительством было решено построить среди прочих строек века и новый автомобильный завод. Даешь автомобилизацию всей страны! Правда, с местом для завода определились не в один заход. Министерство обороны ни в какую не желало отпускать из-под своего ведомства автомобилестроение. В качестве аргумента выдвигался тезис, мол, если мы строим лучшие в мире танки, то с легковушками подавно справимся… Как видите, у нас были вполне реальные шансы получить на дорогах облегченную версию Т-34 только на колесах, без пушки и без башни.
Но мудрый Алексей Николаевич Косыгин, бывший тогда Председателем Совета министров СССР, "разрулил" и этот вопрос, предложив построить не один, а два автомобильных завода.
На том и порешили: «силами советской оборонной промышленности» построить автомобильный завод в городе Ижевске, а для строительства автозавода в городе Тольятти (бывшая Куйбышевская, а теперь Самарская область) привлечь специалистов итальянского автомобильного концерна FIAT, взяв за прототип для будущего детища советского автопрома автомобиль FIAT-124 .
однако, во время испытаний модели в России вышел конфуз. Оказалось, что подвеска у именитого прародителя не выдерживает российских дорог. Особенно проселочных. Да и кузов не мешало бы усилить, а также доработать трансмиссию, двигатель, ну и так далее (всего порядка 800 пунктов). И ничего, что при этом вес автомобиля увеличивался с 800 до 900 с лишним килограммов. У нас по проселкам, все равно, не разгонишься особо . Так что скорость может быть и поменьше, чем у образца.
«Копеечный» запуск
Пока все это выясняли да дорабатывали, предприятие построили. За три года. В апреле 1970 г. Волжский автомобильный завод (ВАЗ) выпустил пробную – 6 штук – партию легковых зaднепpиводныx aвтoмoбилей с 4-х дверным кузовом типа седан. Маленькие такие шедевры.
Говорят, что самый первый автомобиль был сведен с конвейера итальянским шеф-конструктором Бенито Гуидо Савоини, лично.
Для начала новой модели дали официальное имя ВАЗ-2101. Торговое наименование «Жигули». В сентябре того же года начался серийный выпуск этих автомобилей, позднее получивших в народе прозвище «копейка».
ВАЗ-2101 стал наиболее распространенным в СССР легковым автомобилем. С 1970 по 1983 годы их было произведено и выпущено около трех миллионов экземпляров. В мае 1972 года Волжский автомобильный завод был удостоен международной премии «Золотой Меркурий» - высшей награды европейской торговли.
Так «Копейка» стала символом советского автопрома. Но на этом официальные заслуги «Копейки» не заканчиваются. По мнению авто-эксперта Михаила Соркина, с запуском модели ВАЗ-2101 в СССР пришел не только «массовый и доступный» автомобиль, но и новые технологии, благодаря которым вся советская промышленность сделала огромный шаг вперед.
Процесс автомобилизации всей страны, как говорил Михалсергеич, нАчался именно с запуска «Копейки».
Хорошо адаптированный к российским условиям, неприхотливый, надежный ВАЗ-2101 получил всенародное признание.