«Тот, кто говорит, что у него не болят ноги, значит, этот человек не работает. Конечно, можно работать меньше, но не знаю, будет ли такой результат», - сказала Диана Вишнёва в одном из интервью.
Лучшим танцовщиком становится тот, кто ежедневно с первого года обучения борется со своим телом и побеждает. Педагоги балетной школы требуют от воспитанников училищ доделывать каждое движение до конца, не сбрасывать, несмотря на боль в мышцах и суставах. Так формируется привычка не отступать перед первыми сигналами тела. Почему же в профессиональной школе балета приучают к тому, что терпеть боль — нормально?
Идея «позитивной» или «правильной» боли очень популярна в балетном мире. Такая боль — это усталость, которую испытывает танцовщик после продолжительной и продуктивной репетиции. Не секрет, что если с каждым разом увеличивать нагрузку, то в следующий раз мышцам будет становиться легче. Эта логика направлена на повышение качества исполнительских способностей: выносливость танцовщика делает танец легким и невесомым, что так очаровывает зрителя.
Другие возражают и говорят, что «правильной» боли не существует, потому что это в первую очередь сигнал травмирования мышц, и что усталость и ломота признается здоровой только тогда, когда находишься в форме. Это очень тонкий момент: как понять, когда с болью продолжать репетировать, а когда остановиться? Каждый артист долгие годы изучает свое тело, чтобы точно знать его границы, но даже у профессионалов бывают срывы, потому что все стремятся к совершенству и работают больше, чем позволяет тело.
Идея правильной боли укореняется с первых лет обучения балету. Да, болит всё и всегда, но все равно нужно выходить и работать, поэтому терпеть боль становится нормой. С годами работы в театре на артиста балета возлагается все больше ответственности за партии, которые он исполняет. Хочется подготовить их достойно, а для этого нужно перестать замечать боль, которая сопровождает во время репетиций. Именно поэтому иногда и случаются травмы: артист из-за усталости может перестать обращать внимания даже на боль, которая говорит о травме.
Другое дело, что уже с детства юный исполнитель понимает, что за болью стоит хороший результат и приучается её терпеть. А стремление стать лучше не должно покидать артиста — это его профессиональный рост. Получается замкнутый круг: преодолевать боль нужно, но это приведет либо к развитию, либо к травме.
Так, от урока к уроку ученик понимает, что без боли невозможно продвинуться дальше в профессии. Но когда он преодолевает себя и получает результат, всё отступает, появляется ни с чем не сравнимое чувство реализованности и удовлетворения от проделанной работы. Отсюда и берется это самое наслаждение от боли, скорее, не от боли, а от того, что бывает за ней, но без нее было бы невозможно.
Наутро танцовщик просыпается и чувствует, что не может пошевелиться. Но он знает, что вчера был сделан огромный шаг к совершенству, и появляется желание продолжить работать над вариацией или партией. А для этого нужно помочь своему телу и собрать его по кусочкам: сделать экзерсис у станка и на середине. И снова полная готовность трудиться, бесконечно повышая свой болевой порог, а вместе с этим обретая уверенность в своем теле.