Найти тему
Yulia L.

Мое Детство в СССР.

Из открытых источников. Похоже по настроению на наше детство.
Из открытых источников. Похоже по настроению на наше детство.

Сегодня захватила меня память детства. В этом году годовщина Победы, и мысли как-то все время возвращаются к воспоминаниям о бабушках, их подружках, малочисленных дедах и, конечно, родителях.

На самом деле, начав писать на Дзене, я осознала, что являюсь частью протестной аудитории. Что-то во мне критическое засело, какое-то глубокое несогласие. Вот и сейчас, на волне ура-патриотизма и СССР-моды, мне хочется немного вспомнить о том, как было в моем СССР-овском детстве.

Наше детство было несомненно счастливым. Свободным и наполненным светлым будущим. Правда, нас не пускали на кухню, когда взрослые там что-то обсуждали.

В целом, мы были послушными. И какими-то слишком ответственными. Все-таки пионерия и комсомол накладывали отпечаток. Наверное, потом многим из нас именно эта ответственность за свои поступки и за людей, с которыми ты рядом, помешала стать успешными бизнесменами и крутыми менеджерами. Но мы стали неплохими родителями, у нас талантливые дети, а это значит, что сила рода выдерживает все лихие перемены в истории нашей страны.

В моей семье всегда были стратегические запасы еды. Сейчас я удивляюсь каждый раз, когда узнаю, что у дочки пустой холодильник, кончилась вся крупа, нет кофе и сахара, и ей бы нужно сходить в магазин подкупить еды... Они уже другие. Не запасливые. И я понимаю, что мои прабабушки, бабушки и родители - просто переживали "тугие" времена, поэтому привычка иметь дома запасы стала семейной традицией.

И, каждый раз, запихивая что-то невпихуемое в холодильник, я мысленно разговариваю с бабушкой, что так и не научилась "комплектовать" холодильник. У обоих бабушек буфеты и холодильники были "собраны" так плотно, что позавидовал бы любой конструктор лего . В детстве незаметно стащить конфетку или мармеладку из бабушкиного буфета было проблематично, ибо конструкция из баночек в обратном порядке не восстанавливалась.

Домашний распорядок был удивительным для сегодняшних темпов и укладов больших городов. В семье первым всегда вставал папа, часов в 6 утра. Принимал душ, распевая в ванной "Капитан-капитан, улыбнитесь". (Никакого радио было не нужно- соседи подпевали.) И готовил завтрак. Такой, настоящий мужской завтрак. Яичницу на чем-нибудь мясном, или омлет с гренками, овощами и сыром. И обязательно молочную кашу. И заваривал потрясающий чай. Тогда чай заваривали ритуально - мыли чайник, ополаскивали его кипятком, потом в этот, дымящий паром чайник, засыпали 4-5 чайных ложек "трех слонов" или "бодрости", заливали кипятком на 2/3 и через 5 минут доливали еще раз докипевшим чайником до верху уже.

После этого папа будил нас, детей. В 6-30. В три подхода: нежно, строго, жестко. Жестко - это когда тебя обрызгивают холодной водой. Мне в лицо, братьев - под одеяло. ФРРР!!! - и полный рот воды мелкими каплями на тебе.

Летние каникулы у бабушки помнятся утренними бутербродами - батон, сливочное масло, колбаса и сыр и тоже обязательная молочная каша. Бабушка нам на утро варила либо какао, либо "кофе" - помните, были такие картонные пачки кофе с цикорием. До обеда, можно было, конечно, слупить где-то яблоко, если лето, или выклянчить денег на мороженое, или выпить стакан молока или кефира из холодильника с куском пирога или просто хлебом. Но в целом, в семье кормили по часам - завтрак в 7 часов, обед в 14-15 часов, около 17-18 часов какой-то вольный перекус и ужин. Правда, в родительском доме после 10 вечера начинался пищевой раздрай, вся семья любила по вечерам тусоваться на кухне и что-то подъедать. Да и гости почти каждый вечер заглядывали к родителями, поэтому накрывался на скорую руку стол и мы, дети, обязательно были накормлены, а заодно детально расспрошены о своих успехах.

И еще, у нас дома, причем во всех моих домах - всех многочисленных бабушек - всегда были пироги. Кулебяки, коврижки, расстегаи, жареные "каблуки", кексы, сладкие пироги... в общем, у каждой бабушки был свой стиль и свои любимые плюшки, поэтому перекус был всегда. Но, при этом жесткий запрет на хватание кусков перед обедом или ужином.

Обед всегда состоял из трех блюд. Сейчас я с ужасом осознаю, что мы это могли в себя вместить. Это были два обязательных половника супа, причем бабушки, когда у них собирались все 6 внуков, готовили 2 супа - мясной и молочный, по четвергам - вместо мясного был рыбный. И мы могли выбирать. На обед был обязательный гарнир и что-то либо мясное, либо рыбное и, свежий овощной салат (капуста, морковка или свекла). Гарниры тоже были простые - картофель в трех вариантах (отварной, пюре, жареный) или макароны. Часто готовились жаркое, или тушеная картошка с грибами, или блинчики с мясом или какие-то варианты кнедликов с мясной подливкой, или макароны по-флотски, тушеная капуста. Кстати, не принято было есть ни сосиски, ни колбасу, обязательно готовилась домашняя еда. И на третье было какое-то десертное блюдо - либо пирог, либо творожная запеканка, либо какие-нибудь муссы, желе или кисели. Поскольку после такого обеда слопать десерт уже не было никакой возможности, то десерт благополучно оставался на полдник, и около 5-6 вечера мы имели привычку "чаевничать".

Около 7-8 вечера с работы возвращался папа, да и мы, став уже студентами, к этому времени приходили домой и готовили ужин. На ужин в семье традиционно использовались "вчераки", т.е. разогревалось не съеденное на вчерашний обед. И вот, кстати, здесь уже могли появиться сосиски или сардельки, если "вчерака" не оказалось.

А уж к "ночным посиделкам" у кого-нибудь случался приступ кулинарного творчества, и на поздний ужин частенько случалось неожиданное. Либо мы с братьями выпекали экспериментальный торт, либо мама вдруг готовила какой-нибудь интересный салат, либо кого-нибудь в семье "пробивало" на жареную картошку или драники. Папа от готовки ужина был как-то освобожден, но первым прибегал на запах пищи и начинал накрывать стол на желающих. Иногда прибегал на запах горелого, и, кстати, не раз спасал нас с братьями от бытовых травм. Один раз у меня улетел клубок огня из масла на потолок, сгорела челка, прибежавший папа первым делом проверил наличие бровей и ресниц... вторым, - развел мел и забелил потолок до прихода мамы. У мамы тоже случались казусы - помню, один раз улетело на потолок сливовое повидло - красиво висело, почти в форме тазика и капало сталактитами обратно на плиту.

В семье у нас любили посуду. Помню, папа, как только получили квартиру, помимо всяких сложных приобретений мебели - покупал тарелки и бокалы. Комплектами. Сочетаниями. Тарелки всегда были с чем-то синим и голубым. А вот чашками заведовала мама, и приобретала самые веселые, яркие и беспечные сервизы. Особенным почетом в семье пользовались большие чайные кружки - красные в белые горохи. Чашки бились в семье весело, поэтому ежегодно приобретался новый сервиз. И в результате сохранилось какое-то невероятное количество сахарниц, а дачный плетень украшают веселые чайники с отбитыми носиками и ручками.

Мама работала сутками, поэтому как-то в домашние дела погружалась аврально. Уборка и закупка продуктов была в нашей детской ответственности. Список и деньги. Денег всегда родители оставляли немного больше, поэтому мы могли купить что-то вне списка, но удивительно, что рука никогда не поднималась на покупку конфет или шоколада. Не принято было есть конфеты каждый день. Даже если дома и были конфеты в заначке, то традиционно чай пили с вареньем, медом или пирогами.

Мое детство прошло в очень благополучном Минске, где в магазинах всегда были продукты. Масло, молочные продукты в огромном (нереальном по тем временам для Союза) ассортименте, колбасы, мясо - все это было в магазинах. Хороший кофе и чай нам присылали из Москвы родственники, но это, пожалуй, единственное, что в Минске было проблематично купить. Но, при всем магазинном изобилии, питались достаточно скромной едой. В стратегических запасах держали много круп, макаронов, муки, крахмала, сахара. Было принято закупаться специями, до сих пор держу за собой дурацкую привычку сметать полки со специями в корзинку в магазине). Всегда старались держать дома парочку лимонов или банку с лимонами под сахаром. Приоритетом всегда были молочные продукты - молока покупали в день не меньше 3-х литров, да и дополнительно брали еще кефир, ряженку, ацидофилин, творог. Мясо покупали из серии, как нарвешься, закупали сразу килограмм 5-6 и забивали морозильник. Мясо было с костями, поэтому косточки шли на суповой бульон, срезанное мясо на вторые блюда. И очень много заготавливали грибов. И сушили, и закатывали отварными, и мариновали, и солили. Да и ягод лесных много собирали и закатывали. Фруктов зимой в продаже почти не было, редко с огромными очередями появлялись какие-то зеленющие апельсины, да весьма невкусные яблоки. А терять время в очередях у нас было не принято, поэтому перебивались без фруктов.

Интересно, что майонез и консервированный горошек держали дома одну-две баночки на "праздник", а в ежедневной еде практически не употребляли. Не принято было делать и салаты с майонезом - разве что селедку под шубой делали разок в месяц. Часто готовили винегрет, да и простые овощные салаты на столе были каждый день.

Варили много варенья, закатывали компоты, сушили яблоки и груши, иногда покупали сухофруктами изюм и курагу, чернослив. Еще, у нас в семье была традиция - каждый день нам утром выдавалось по 3 грецких ореха, а еще, когда появились в продаже перепелиные яйца - по 3 сырых яйца, вбитых в стакан.

Заготавливалась квашеная капуста, моченые яблоки, в сезон закупались болгарские перцы и баклажаны - их мама засаливала в эмалированных баках и оставляла на зиму на балконе, зимой их готовили в рагу, фаршировали, или делали что-то типа икры. Да и фасоль было принято готовить.

Картошка, капуста, морковка, лук в магазинах начинали исчезать к апрелю, поэтому лук сажали в воду на зелень на подоконниках уже в марте, а в холодильнике держали баночку засоленного укропа и петрушки.

Жили шумно и весело. Нас было трое детей, да трое двоюродных у нас бывало не реже 3-4 дней в неделю. Все занимались музыкой, танцами, рисованием, спортом, фотографией. Две детские комнаты и коридор были заполнены нашим творчеством - ставили спектакли, разучивали песни, делали кукол для своих постановок, рисовали декорации, шили костюмы. Родители и бабушки честно изображали интерес и восхищение в роли зрителей.

Отдельная песня - это увлечение фотографией и преобразование дома в фото-мастерскую. Мама не лезла в процесс, но критично отсматривала готовые фотки, вывешенные стекать на бельевую веревку в коридор и делала весьма язвительные замечания по делу. Мама была классным фотографом. Папа же поставлял нам на дни рождения фотоинвентарь. Где он раздобывал самые классные Зениты, объективы, фотопроявители, увеличители... Но он очень круто поддерживал наше хобби.

А еще в семье была большая традиция чтения. Книги читались всей семьей, постоянно подрезались друг у друга. Сидишь на кухне на диванчике за чаем, читаешь книжку, отойдешь к телефону, оставив книжку. Вернешься, книжки нету - кто-то из братьев стащил. Была большая подписка в семье - помню, выписывали "Юность", "Вокруг Света", "Юный техник", "Литературную газету", "Иностранную литературу", "Шахматы", "Новый мир", "Роман-газету" и еще с десятка полтора изданий - в том числе профессиональных для мамы и папы.

У нас детей были проигрыватель и практически неограниченная возможность закупки винилом. Мы, конечно, согласовывали и просили денег на покупку пластинки- ну по 2-3 пластинки мы в месяц точно закупались. Не помню ни одного случая отказа. Кстати, родители вполне поддерживали и наши "тайные" покупки запрещенки "на костях". Недавно нашла в наших семейных архивах эти раритеты советской фарцовки, растрогалась - все битлы были там, на чьих-то пневмониях, да поломанных ребрах.

Телевизор в жизни присутствовал мало. В выходные смотрели несколько детских передач, да всей семьей "Время" вечером. Ну и если шли какие-то интересные фильмы, которые тогда всей страной смотрели. Папа был любителем хоккея и футбола, да бабушки смотрели фигурное катание. А нам, детям, некогда было в телик пялиться - музыкалка, тренировки, школа, и куча семейных обязанностей.

И, конечно, домашние питомцы. У нас все время кто-то жил. И мы все время чем-то увлекались. То брат увлекся кактусами и суккулентами - его коллекция заполонила всю нашу детско-юношескую площадь, я вдогонку и в протест - увлеклась амариллисами. Потом младший брат стал выращивать из косточек цитрусовые, кофейные деревья, и в конце концов вырастил авокадо. И вообще, у нас все время что-то росло, мы детьми все время тащили какие-то растения в дом, и вся квартира была больше похожа на зимний сад, зелень торчала из всех углов. И еще были аквариумы с рыбками. Коты, собаки, птицы-слетки, черепахи, ужи, ежи... Как-то раз притащили в дом два десятка суточных цыпляток с рынка. Мама ужаснулась, нашла каких-то дальних родственников в деревне и их туда отправила, петухов этих недельных к тому моменту. А мы эту неделю, как заколдованные, мыли пол.

Родители от нашей активности врезали в свою спальню замок, и от нас просто запирались иногда. Я не знаю, как они это выдерживали. Мы все время играли на музыкальных инструментах. Без остановки болтали, пели и что-то придумывали. У нас все время были гости, и кстати, было вполне принято пригласить к себе ночевать подружек. И не принято было заводить романы, ходить гулять с парнями... заняты мы были для этой муры. Детьми и подростками мы все время куда "шли"- то в поход, то на лыжах-коньках, то в кино, то в театр. Что-то мастерили, шили - палатки, рюкзаки, спальники, джинсы, бахилы, гамаки... все ж не вспомню... Вершиной нашего творчества было лоскутное одеяло, которое мы варганили с братьями на годовщину свадьбы родителей. А когда братья стали совместно ходить на рыбалку - это был полный трэш, и мама с папой решили завести дачу.

Но это уже другая история)