Спойлер: В конце описание я добавлю видео в моей озвучке, но если сейчас вам неудобно смотреть, то под видео текстовый вариант интервью.
Джеки Чан профессионал и трудяга. Его карьера продолжается уже почти 60 лет. За свой долгий путь у него сложилось определённое отношение к работе и к труду каскадёра в целом.
Джеки дал интервью на китайском телевидении в передаче "Один на Один"
Здесь почти нет юмора, зато есть честный и откровенный разговор.
Всем, кому неудобно смотреть видео, под видео выкладываю текстовый вариант.
Если у вас есть желание и возможность поддержать мой проект, то я буду рад любой финансовой поддержке, даже рублю. Поскольку сам я не люблю попрошайничество и очень переживаю, что именно так буду выглядеть в ваших глазах, то обязуюсь убрать все кнопки сбора средств при появлении первой рекламы на моем канале.
Джеки Чан. Проделал путь от каскадёра до мировой суперзвезды. Он более 50 лет в своей карьере. Карьера экшн-фильмов. Вот уже много десятилетий зрители затаив дыхание наблюдают за его опасными трюками. А он выполняет их сам. Множество переломов и шрамов по всему телу, как учётная книга потери здоровья, ради продвижения кинематографа. Сейчас Джеки изменился. Его взгляды иные. Он надеется что молодые актёры и каскадёры не пойдут по его стопам. В интервью нашему каналу, Джеки Чан поведал о том почему его мировоззрение претерпело изменения, а также что он делает чтобы помочь молодому поколению начинающих каскадёров.
- Недавно мне попалось видео на Ютуб. Большая нарезка ваших трюков. И название этого маленького фильма такое: «Как Джеки Чан умудрился выжить?»
- Я сам иногда смотрю на себя и думаю: «Я счастливчик, ведь я до сих пор жив!». Правда. На съёмках фильма «Доспехи Бога» в Югославии я почти погиб. Я пролежал 10 дней в Американском госпитале в Париже, после уже три месяца восстанавливался, из-за черепно-мозговой травмы. Съёмки получилось возобновить, только после того, как на голове снова отросли волосы. Можете представить сколько только времени и денег мы выкинули на ветер?
- Как бы вы отнеслись к молодому актёру, который решил бы работать, так же как и вы?
- Плохо.
- То есть вы сожалеете о том что делали?
- Нет, я не сожалею. Сегодня я ни капли не сожалею. Вот если бы я умер!.. Хотя всё равно было бы поздно жалеть. Сейчас я пытаюсь молодым донести одну простую штуку. «Делай то что должен», если ты не можешь сделать – не берись за это. Я помню чуть более 40 лет назад, я был на съёмках фильма «Покровитель» в Нью-Йорке. Примерно вот такой высоты было окно, через которое надо было прыгнуть. Просто сделать заднее сальто за окно. Всем кто присутствовал, этот трюк показался очень опасным. Начались размышления как обезопасить каскадёров. Даже маты постелили. Вот такой толщины! На вот такой высоте – вот такие маты. Я посмотрел – «Ну и какой ты после этого каскадёр?!» Понимаете? Я просто… Мне стало смешно, очень уж это все смотрелось комично. Да! Я ещё думал: ну зачем вы тратите столько времени на подобную чушь? Давайте делом займёмся? Но сейчас, я, оглядываясь назад, и понимаю, что они были правы. Зато они работают всю жизнь! Молодой был: «Да ну, не нужны мне защитные накладки! Я щас покажу!» сейчас за это и расплачиваюсь. Последствия травм сказываются на всём теле, я больше не могу делать трюки, а те ребята, что прыгали на мат, всё могут до сих пор, потому что они думали о защите, они укладывали маты два часа. Как и я сейчас забочусь о своих каскадёрах. Безопасность – на первом месте.
- Похоже, с возрастом вы очень переменились
- Да, и очень сильно. Раньше я был таким… безбашенным, сорвиголова парнем. Сейчас же я скорее, как старец мудрец. Да! Ну, скажем… в мультике «Кунг-фу панда» была… Черепаха. Всю мою жизнь съёмок в кино, я видел массу несчастных случаев. Столько раз видел как убивают себя другие, столько раз получал травмы сам. Опыта более чем предостаточно. Теперь я скорее на площадке как заботливый ангел.
- Оберегаете всех?
- Да. На съёмках я стараюсь уберечь каждого
- Всё время вы привлекаете внимание зрителей и работников кино к проблеме тяжелого труда каскадёров и дублеров. Ведь их труд часто незаметен и недооценён. Скажите, сейчас удалось сделать ситуацию лучше?
- Да, прогресс на лицо. За столько лет… В наше время никто не беспокоился о каскадёрах. Мы были расходным материалом. Если ты сломал ногу или руку, скорее всего тебя просто вышвырнут и ты никому не будешь нужен. Быть актёром экшн фильмов очень непросто, ты должен уметь играть и драму и комедию, владеть боевыми искусствами и иметь акробатические навыки… Это в десятки раз сложнее, чем быть обычным актёром.
- Что, по вашему мнению, могла бы ещё сделать киноиндустрия, для актёров остросюжетных фильмов?
- Я думаю безопасность в начале. Нужно сразу договариваться с инвесторами, кинокомпаниями, спонсорами, выбивать страховку, и всё это нужно делать ещё на стадии подготовки к съёмкам. Заранее понимать сколько будет травмоопасных эпизодов. Предоставить актёрам страховку. Далее, нужно больше времени, как следствие денег. Почти все мои травмы, это попытка сэкономить либо время, либо деньги. И знаете что получалось? Ровно наоборот. Время и деньги – в больших количествах и впустую. А всё потому что наплевал на себя и получал травмы.
- Последнее время у вас выходят разноплановые фильмы, в разных жанрах. Бывают как и удостоенные наивысших наград, так и жестко раскритикованные. В фильме «Иностранец» мы видим совершенно незнакомого нам Джеки Чана. Складывается впечатление, что вы, забыли что вы уже очень успешный и признанный, и всё прыгаете выше своей головы. Какого же Джеки Чана вы хотите чтоб увидел зритель?
- Я хочу быть настоящим актёром. Актёром жанра экшн. Это не просто кунг-фу звезда. Просто актёр боевиков долго не проживёт. Мы можем по пальцам пересчитать всех звёзд экшн-фильмов, которые начали в моё время и остались в работе сейчас. Я хочу быть актёром. Экшн. Экшн. Актёром боевиков. Именно актёром. Актёром, который умеет драться. Я хочу быть азиатским Робертом Де Ниро. Или Дастином Хоффманом. Только так можно продержаться в киноиндустрии всю жизнь. Ввиду этого 15-20 лет уже, как я стараюсь постоянно делать что-то новое. Мне никогда не предлагали сниматься в любовных сценах, или сняться в драме. Никогда. Джеки Чан в «Час Пик», Джеки Чан в «Полицейской Истории», Джеки Чан там.… В «Китайском зодиаке», каждый раз боевики, а ведь я старею, сколько я ещё смогу драться? Я должен менять себя. Уилл Смитт дал мне возможность побыть актёром. В фильме «Карате-пацан» я играю старика. Честно? Был страх. Хотелось попробовать, но я не был уверен как воспримет зритель новый образ. Однако кинолента заимела большой успех. Затем сценарий фильма «Иностранец». У меня снова хватило смелости принять это предложение. Мне кажется, я сделал верный шаг.
- Вам бы хотелось, чтобы ваши каскадёры последовали вашему примеру?
- Да
- Чтобы они были не просто каскадёрами, а стремились быть актёрами?
- Каскадёр, это и есть актёр! Я тоже был каскадёром. Я верю что кто-то из моих ребят станет кинозвездой. Моя задача – сделать этих ребят известными на весь мир. Нельзя чтобы Джеки Чан был единственным. 40 лет назад я бы не хотел чтобы был ещё кто-то, ведь «Джеки лучший» зачем ещё кто-то? Но сейчас… Я знаю… Нельзя быть эгоистом. Я должен продвигать других, чаще помогать другим. Ведь мне в молодости многие помогали!
- Вам наиболее успешно удаётся привносить китайскую культуру и знакомить с ней весь мир. Вас знают и уважают во всём мире. Последнее время многие китайские представители кино пытаются брать с вас пример, но никому не удаётся повторить ваш успех. Как вы считаете?..
- В чём секрет? Нет никакого секрета! Я не знаю …. Правда, нет никакого секрета. Я вкладываю душу в то, что я делаю. Я всегда говорю людям: «Когда вы снимаете кино, оно не должно быть просто кино. Ваша цель - снять хорошее кино» Только, делая хорошие фильмы, вы получите признание. А не так что – Так, этот фильм я сделаю для американцев, этот для индийцев» Я так не делаю. Я уже наступал на эти грабли. Когда я стал знаменит в Азии. Я загорелся идеей снять фильм для Америки, я пытался говорить по-английски, пытался подражать стилю американских фильмов. Естественно меня не приняли. Потому что я не американец – я китаец. Это было фиаско. Тогда я сказал «Окей, забудем про американский рынок, вернулся в Китай и стал снимать своё кино. Джеки Чан стайл кино. Прошло 10 лет, и все приняли Джеки Чана, именно со своим стилем.
Сейчас проблема у многих в том, что снимают фильмы, ориентируясь на бюджет и сроки. И только. Только Бизнес. Так не должно быть. Нужно делать качественное кино.
- Вы столько раз рисковали жизнью на съёмках кино…
- Да
- Если бы я сломала руку или ногу, я бы зареклась подвергать себя такой опасности. Вы же не останавливаетесь, и снова и снова делаете такие фильмы. Почему?
- Почему? Я часто сам себя спрашиваю: «Почему?» Не знаю. На съёмках «Разборка в Бронксе» я утром сломал лодыжку, а днём уже снова был на съёмках разъезжая в инвалидной каталке. Иногда... Да…
- Зачем?
- Отличный Вопрос. Действительно крутой вопрос. И я, правда, спрашиваю сам себя «Зачем?»
- Возможно из-за вашей страсти к кунг-фу и кинематографу?
-Не знаю, страсть это или другое что-то. Просто когда удалось выбрать профессию. Работа становится твоей жизнью. Я женат на кино. Камера. Моя команда. Моя семья.
- Тогда точно страсть. Любите работу.
- Да, Обожаю. Для меня уже не важны деньги. Просто. Я люблю кино.