Что это – политический шаг, направленный на проведение других правок, или же необходимая мера?
Никто не сомневался, что у идеи внесения поправок в Конституцию России будут противники. Только за последнее время появилась общественная кампания «Нет!», участники которой в принципе против изменения основного закона. Появились эксперты движения «Голос», которые говорят, что нельзя одновременно вносить столь разные правки, как, например, организация публичной власти и индексация пенсии.
Но даже сами социально значимые поправки, как та же индексация пенсии и закрепление в Конституции МРОТ, не воспринимаются разными общественными и политическими силами единодушно.
Например, сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Основной закон страны Талия Хабриева заявила в СМИ о том, что предложенных президентом поправок недостаточно для того, чтобы закрепить принципы индексации пенсии – для этого нужны изменения именно в федеральном законе. Ее слова передает «Коммерсант». С ней же соглашается другой сопредседатель этой рабочей группы – Андрей Клишас.
С просьбой прокомментировать, зачем все же закреплять индексацию пенсии и параметры МРОТ в Конституции, мы обратились к сенатору Сергею Фабричному. Он ответил, что такие изменения нужны именно потому, что Конституция – основной закон страны.
– Закрепление МРОТ и регулярной индексации пенсий в Конституции означает, что все законы и подзаконные нормативные акты не должны выходить за требования Конституции. Учитывая, что Конституция – это норма прямого действия, закрепление этих положений в Конституции РФ является основанием, в том числе, для судебной защиты, – сообщил нам Сергей Фабричный.
По его словам, до настоящего времени пенсии индексировались нерегулярно. И именно внесение принципа их индексации в Конституцию позволит исключить соблазн отодвигать этот вопрос при формировании бюджета и решать его по остаточному принципу.
Добавим: если посмотреть статистику Пенсионного фонда РФ, то видно, что пенсия увеличивалась каждый год неравномерно. Страховая больше всего выросла в 2012 году – на 10,65%, меньше всего в 2018 году – на 3,7%. Социальная больше всего в 2014 – на 17,1%, меньше всего в 2017 – на 1,5%.
А насколько выгоднее для российских пенсионеров будет новая система – нам еще предстоит увидеть.