«Как вы яхту назовете, так она и поплывет...» Помните эту знаменитую фразу? Мне стало интересно, почему одни корабли называют именами известных личностей, а на борту других можно увидеть только цифры. Информацию я собирала из открытых интернет-источников. Я не стремилась рассказать вам о самых знаменитых кораблях. Меня больше интересовали причины и способы именования. Если вам есть что добавить, буду только рада вашим комментариям.
История кораблестроения началась более 10 тысяч лет назад. Одними из первых строить корабли стали финикийцы. Морской транспорт долгое время был основным средством передвижения и для древних греков. Но больших достижений в этом достигли викинги. Они научились строить военные корабли (драккары, снеккары), которые были быстрее и прочнее, чем, например, у греков. Еще одной отличительной особенностью средневековых кораблей викингов был их необычный дизайн. Нос корабля они украшали вырезанной из дерева головой дракона или змеи. Надо сказать, что владельцами таких «особенных» кораблей были исключительно знатные люди (конунги).
Но не только дизайном отличались морские суда. У каждого было свое имя. Древние мореплаватели для своих военных кораблей подбирали такое имя, чтобы внушить страх врагам. Яркий пример — корабль древних египтян «Дикий бык».
Гражданским судам давать названия стали только в 19 веке. И нередко это были женские имена. «Такой чести» удостаивались жены и подружки владельца судна. Мировой истории известны случаи, когда на борту торгового корабля можно было увидеть и имя девушки легкого поведения, которая работала в порту. Например, «Фифи» или «Лулу».
В России традиция давать имена военным кораблям закрепилась во времена правления Петра I. Хотя попытки предпринимались и ранее. Например, первый русский боевой корабль, построенный при царе Алексее Михайловиче, получил название «Орёл». Петр I давал военным кораблям такие имена, которые отражали величие и мощь русского государства. Например, крупные корабли называли в честь тех мест, где русский флот одержал победу. Средние корабли получали имена святых, а мелкие — названия птиц или рыб. Имена особо отличившихся в боях кораблей позднее «переходили по наследству» к другим судам. Хотя преемнику не всегда удавалось повторить успех своего предшественника.
В начале 20 века (1914 г.) система именования военных кораблей была документально зафиксирована. Иными словами, были разработаны правила «имянаречения». Так, подводным лодкам стали давать наиболее благородные имена рыб, зверей и птиц («Кит», «Тигр»).
В 1920-30-х годах подводные лодки пробовали называть и в честь политических деятелей. Но эта традиция не прижилась: менялись реалии, появлялись другие герои и судно переименовывали. Долгое время названия подводных лодок состояли только из литер и цифр.
Современные морские суда носят самые разные имена. Например, некоторые корабли и суда ВМФ России получают имена святых Русской Православной Церкви (такая традиция существовала более 100 лет назад) или былинных богатырей (ледокол «Илья Муромец»). А суда, принадлежащие гражданским лицам, могут назвать и в честь фирмы-владельца.