Найти тему
MamaInna

Как развить интеллект ребенка с помощью языка

Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище малыш начнет произносить звуки и слова, складывать слова в фразы и предложения, тем активнее будет развиваться мозг и интеллектуальные способности.

Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества. В чем это выражается?

Правило №1.

Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете с самых первых дней жизни. Даже если ему только один месяц, пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете малыша. Дальше – больше: потешки, стихи, сказки, рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним.

Со своими детьми я общалась очень много, если не сказать постоянно. Первые 2 года режимы детей были разные из-за небольшой разницы в возрасте, т. е. когда один спал, второй бодрствовал и наоборот. Я была мамой-радио, к концу дня у меня даже садился голос. Но оба, и сын, и дочь, начали говорить очень рано, до года. К двум-трем годам с ними можно было уже полноценно общаться. Конечно, не каждый сможет так много времени уделять своему малышу, но то, что разговаривать обязательно нужно с ребенком с первых дней жизни – это факт.

Правило №2.

Общаясь с ребенком, не сюсюкайте с ним. Даже если он совсем кроха. Я имею в виду коверканье слов, этакое подражание речи малышей.

Правило № 3.

Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это аккуратно. Да, слова часто бывают смешные, иногда их в шутку употребляет вся семья («капет» вместо пакет, «коклета» вместо котлета). У каждой мамы найдется целый список таких детских словечек. Но позволять неправильным словам закрепляться в речи малыша не нужно.

Правило № 4.

Тренируйте мышцы ротового аппарата. Звучит страшно, но на самом деле речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите ребенка передавать, как «говорят» разные животные и птицы: му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и т. д. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику.

Разрешайте ребенку иногда погримасничать дома: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки так, чтобы на верхней губе удерживался карандаш.

Научите ребенка щелкать, свистеть, цокать. Уверена, если ваш ребенок сможет изобразить, как цокает лошадка или щелкает дрозд с разной ритмичностью и громкостью, то услуги логопеда вам не понадобятся.

Иногда можно устраивать праздники непослушания во время домашнего чаепития и то, что обычно непозволительно за столом, разрешать! Например, слизывать языком с блюдца варенье или сгущенку. Это отличное упражнение для языка.

Языком можно «почистить» зубки, проводя по зубам с внешней и внутренней стороны. Можно посчитать зубки, дотрагиваясь поочередно до каждого зубика язычком.

Именно гибкость языка, эластичность уздечки – перемычки под языком – позволяет нам четко и внятно произносить звуки.

Мой сын научился говорить буквы «р», рассказывая сказку «Колобок». Во фразе «От тебя, лиса, нехитро уйти» очень удачное сочетание буквы «р» в слове «нехитро». Услышав эту первую «р» у ребенка, даже не поверила своим ушам.

Правило № 5.

Научиться четкому произношению звуков и букв ребенку нужно до школы. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику – науку о звуках. А изучать звуки просто невозможно, если эти звуки произносятся неправильно.

Если звуки все-таки никак сами не встают, то лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вместо слова «рыба», ваш ребенок не ответит «селёдка».