Образование не везде выглядит одинаково. Хотя вы, вероятно, осознаете это, скорее всего, вы никогда не задумывались, насколько разным оно может быть. На самом деле подходы других стран к образованию сильно отличаются с точки зрения философии, ценностей и повседневной жизни, и некоторые из них могут показаться нам очень чуждыми. А некоторые довольно удивительными. Вот беглый взгляд на то, как выглядит школа в других местах мира.
Финляндия: тройной перерыв и домашнее задание.
Младшие школьники в Финляндии проводят на переменах около 75 минут, в то время как американские дети — всего 27 минут. Дети не учатся, если они не играют, поэтому они должны играть каждый день, даже если на улице холодно. Финляндия является международно признанной моделью для прогрессивных образовательных программ, и 15 минут перерыва в час работы являются устойчивым правилом. Хотите верьте, хотите нет, игра считается более важной, чем домашнее задание.
Финляндия быстро поднялась в рейтинге PISA test-score за последние несколько десятилетий, именно поэтому американские школы сейчас пытаются подражать их методам. В отличие от американских школ, финские студенты не сдают стандартизированные тесты, пока не закончат среднюю школу. Учителя также пользуются невероятно высоким уважением. И это действительно так и должно быть, потому что правильный учитель действительно может изменить жизнь ребенка.
Филиппины: школа посменно.
Существует две смены школьного обучения во многих школах Филиппин, причем одна из них начинается довольно рано, между 6 и 7 часами утра, а другая — после обеда. Как объяснила одна учительница в статье для журнала Connected Women, она начинает готовиться к своему рабочему дню в 4 часа утра из-за двухсменного графика. Этот график является попыткой решить проблему перенаселенности и нехватки помещений из-за бедности в стране.
Учителям часто приходится иметь дело с 65 детьми одновременно, и иногда не хватает стульев или столов для всех. «В то время как богатые люди могут отправить своих детей в частные учреждения с кондиционером и компьютерами, сельские государственные школы часто вынуждены обходиться без надежного электричества, а занятия иногда проводятся снаружи или на лестничной клетке», — сообщает Reuters. Эти два типа школьного обучения совершенно различны.
Мари Ван Скайк-Цинциннат — мама и медсестра, которая выросла на Филиппинах и посещала сельскую школу, в которой 1-6 классы были вместе в одном кабинете. Разделение по классам было полностью основано на интеллекте. Она говорит, что это сработало хорошо, потому что ей не пришлось конкурировать с людьми, которые не были на ее уровне, но она бы «чувствовала себя глупо», если бы ее поместили в самую низкую группу.
В школе Ван Скайк ученики ее класса шли домой на обед примерно в пяти минутах ходьбы от школы и наслаждались закусками, упакованными их матерями, во время перемены, когда они играли в классики и подобные игры. Что касается занятий, то некоторые из них велись на английском языке, а некоторые — на тагальском. Хотя большинство студентов через несколько лет знали английский язык, они не часто практиковали его. Она также вспоминает большие праздничные мероприятия в школе, включая обмен подарками на Рождество, фестивали и парады весной.
Великобритания: несколько дополнительных часов с закрытыми глазами.
Пол Стивенс-Фулбрук, который был учителем средней школы в Соединенном Королевстве в течение восьми лет, говорит, что учеба обычно начинается между 8:45 и 9 утра, одна школа в Лондоне даже перешла обратно на 10 часов утра после того, как исследование показало, что ученики лучше учатся поздним утром.
Как только ученики попадают в школу, они обращаются к учителям «сэр» или «мисс», Пол говорит, что чувствует себя немного странно. «Большинство учителей-мужчин никогда не были посвящены в рыцари королевой, а замужние учительницы обычно не называют себя «мисс», но учителей никогда не называют по имени», — объясняет он.
В 2016 году родители были расстроены из-за сложного стандартизированного теста, введенного для второклассников в Великобритании.
Сингапур: серьезное испытание — большой успех?
В рамках нескольких стандартизированных тестовых моделей сингапурские студенты были отмечены как «самые умные». Традиционный учебный процесс в стране, основанный на лекциях, может похвастаться большим успехом. В настоящее время ведется работа по перестройке системы образования, с тем чтобы снять акцент с оценок и изменить приоритетность подготовки будущих сотрудников к профессиональной деятельности.
По данным Министерства образования Республики Сингапур, грядут перемены: «В последние годы мы движемся к более гибкой и разнообразной системе образования. Цель состоит в том, чтобы предоставить студентам больший выбор для удовлетворения их интересов и способов обучения. Возможность выбирать, чему и как они учатся, будет способствовать тому, что они станут более ответственно относиться к своему обучению. Мы также даем нашим студентам более обширное образование, чтобы обеспечить их всестороннее и целостное развитие, как в классе, так и вне его».
Объединенные Арабские Эмираты: разделение по половому признаку.
Уроженец Иллинойса Аллен Кеннет Шайдл в настоящее время является студентом университета в Объединенных Арабских Эмиратах и бывшим директором студенческих служб в Американском университете Ирака. Он говорит, что многие школы разделены по признаку пола и что социальные нормы для того, как учитель-мужчина может взаимодействовать с ученицей-женщиной, довольно жесткие. Случайные отношения не рассматриваются как культурно приемлемые в исламских странах, поэтому, как правило, существуют более формальные и профессиональные отношения между преподавателями и студентами.
Когда речь заходит о карьере, родители склонны поощрять такие вещи, как право, бизнес, медицина и инженерия, а не искусство, гуманитарные науки и преподавание.
Ирак: обучение в зоне конфликта
Шайдле также проводил время в Ираке в университете в Иракском Курдистане, который включал студенческое население иракцев, курдов, езидов, беженцев из Афганистана и Сирии и несколько курдов-американцев. Он помнит перемены, а не стабильность, характеризующую страну в целом, которая, по его словам, «печально просачивается в учебные заведения страны, особенно в пределах Северного региона Иракского Курдистана». Напряженность сказалась и на образовательной среде.
«Студентам часто приходилось делать перерывы, чтобы «вступить в драку», что является обычным делом для студентов в зонах конфликтов. Иногда они уходили временно или навсегда, чтобы присоединиться к курдским силам, сражающимся с терроризмом. Эта динамика, по его словам, была поднята курдским обществом, поэтому педагоги должны были быть чувствительны к этим изменениям.
Таиланд: обязательная стрижка.
В Таиланде школы — это счастливые, дружелюбные места с улыбками и смехом, по словам Оливера Крокко, ассистента профессора лидерства и развития людских ресурсов в Государственном Университете Луизианы, который ранее преподавал в Университете Пайап в Чиангмае, Таиланд. Он говорит, что основные различия между тайской и американской школами отражают коллективистскую и индивидуалистическую культуру этих стран. В Таиланде, например, студенты обычно сидят за партами вместе с другими студентами, а не по одному, и групповое обучение является «продуктивным и эффективным».
Удивительно, но ученики часто могут быть заняты своими телефонами или даже отвечать на телефонные звонки в классе. Хотя Крокко говорит, что это может показаться беспорядочным или хаотичным, это работает в Таиланде. И это поведение не следует путать с неуважением, так как страна очень высоко ценит своих учителей. Существует даже специальная церемония для учителей в национальный праздник под названием Wai Khru, когда ученики дарят цветы своим учителям.
Еще одно заметное отличие заключается в том, что учащиеся не носят обувь в классах и даже в некоторых коридорах, а в большинстве школ есть форма. «В таких местах, как Чиангмай, губернатор также попросил, чтобы все студенты носили традиционную Северо-тайскую одежду по пятницам», — говорит Крокко. — Мальчики должны иметь определенную стрижку. Утром перед школой в начале года можно услышать, как учителя бреют головы мальчикам, чьи прически не соответствуют требованиям».
Индия: лекции, уважение и перенаселение.
Ануприя Басу хорошо знает Индийский класс, она посещала школу в Индии от детского сада до колледжа. Она говорит, что в Индии лекции — это норма. «Большинство преподавателей поддерживают определенную дистанцию со студентами, и общение между ними в основном связано с курсовой работой», — объясняет она. — На занятиях лекциями руководят профессора, и там мало места для дискуссий или постановки вопросов. В культурном отношении индусы обычно очень уважают старших, и ими не одобряется, когда студент задает профессору перекрестные вопросы».
Тем не менее, образование в Индии может сильно отличаться. Хотя эта страна имеет самую быстрорастущую крупную экономику, она все еще развивается, и в ней проживает самое большое количество бедных людей в мире после Нигерии. По данным World Education News + Reviews, в стране наблюдается высокое соотношение преподавателей и студентов. В настоящее время в стране насчитывается 600 миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет, 28% из которых составляют подростки 14 лет или моложе, и каждую минуту рождается 30 младенцев.