Екатерина Ганина не могла найти для своего сына качественные игрушки, поэтому пришлось шить их самой. Ее работы так полюбились знакомым, что она создала свой бренд детских игрушек Mobilion и запустила интернет-магазин на Vigbo. Мы пообщались с Катей и узнали, как возникла идея создать свое дело, сколько было вложений на старте и каково это — продавать свои игрушки по всему миру.
Mobilion родился из желания найти качественные игрушки
Пять лет назад у нас с мужем родился сын Платон. Я никак не могла найти для него простые и качественные игрушки, особенно мобиль. Поэтому решила сшить его сама — и все получилось. Я была так воодушевлена и счастлива, что мне хотелось показывать его всем вокруг. Я завела страницу в Инстаграм, а мои друзья из дизайн-студии Fox in Sox сделали фирменный стиль и красивые фотографии. Мне даже неловко говорить, но мои вложения в проект — это всего 6 000 рублей. На них я заказала первые метры фетра из Англии и начала шить мобили.
К тому моменту у нас уже был один семейный бизнес: на втором курсе института мы с моим будущим мужем открыли Chef’s Cafe — первое в Нижнем Новгороде cafe on the corner («кафе за углом»), где можно выпить чашечку ароматного кофе и взять фирменный сэндвич. И пока муж занимался кафе, я ночами шила игрушки, а днем отстаивала с малышом очереди на почте, чтобы отправлять заказы.
Если в начале ты чувствуешь только страх — что-то идет не так
Удивительно, но я не чувствовала страха ни когда мы открывали кафе, ни когда появился Mobilion. Не было даже мысли, что что-то не получится. Наоборот, я помню это приятное чувство энтузиазма, вдохновения и желания показать миру свою задумку. Я считаю, что если вместо этих чувств ты испытываешь только страх, то ты что-то делаешь неправильно. Ведь в этом и смысл открывать свое дело: создать что-то новое, в чем ты уверен и во что искренне веришь.
Страхи появляются потом, когда бизнес растет и нужно платить зарплату, аренду, налоги... Тогда ты уже не можешь расслабиться и сдать позиции, потому что чувствуешь долг перед своими сотрудниками и клиентами.
Главное избавиться от навязанных обществом установок
У нас принято считать, что свое дело — это очень сложно. А для меня самым трудным было как раз избавиться от навязанных обществом клише, что свое дело — это вагон проблем. Такие мысли угнетают и вгоняют в депрессию.
Я решила, что моя работа должна приносить удовольствие, поэтому выписала все сложности и моменты, которые истощают мои ресурсы. Все это я делегировала тем людям, которым будет в радость делать эту работу, а себе оставила лишь то, что приносит удовольствие. Например, общение с клиентами и подписчиками. Я понимаю, что рано или поздно придется отдать эту работу своим сотрудникам, но не сейчас. Для меня важно чувствовать связь с людьми, для которых я работаю. Они — мое вдохновение.
Я тщательно отбираю в команду людей, близких по духу
Делегирование дается мне нелегко, поэтому долгое время я работала одна. Но сейчас в команде Mobilion уже шесть человек. Девочки шьют игрушки, а я занимаюсь всем остальным: общаюсь с клиентами, упаковываю и отправляю заказы, развиваю соцсети и сайт, разрабатываю новинки и отслеживаю каждый этап создания игрушки.
С первого взгляда может показаться, что наша работа очень легкая. На самом деле это не так. Я жуткий перфекционист, и никогда не отправлю посылку, если хоть на грамм в чем-то не уверена. Поэтому ищу в команду людей, которые так же, как и я, привыкли делать все на совесть и с душой.
Многие говорят, что я очень придирчива в выборе. Но мне кажется, только так можно найти именно того человека, кому сможешь полностью доверять.
Мне хочется создавать что-то уникальное
Пожалуй, самый сложный процесс — это создание изделия. Я могу придумать игрушку, но до ее появления на сайте пройдет месяц, год, а может и больше. Я сама рисую эскизы, составляю выкройки, подбираю ткань и фурнитуру, чтобы получить именно то, что нарисовало мое воображение. Иногда я могу ночь напролет шить одну деталь, испортить метры ткани, но так и не выпустить игрушку. А когда у меня все-таки получается создать именно то, что задумывалось, до запуска нужно сделать еще много работы. Я рассчитываю розничную и оптовую стоимость, обучаю сотрудников, подбираю и заказываю упаковку, фотографирую...
Я стараюсь продумать каждую деталь, чтобы наши покупатели, зрители и подписчики полюбили игрушку с первого взгляда и на долгое время. Поэтому у нас все игрушки покупаются практически одинаково. Нет ни одной, которая бы не нашла отклика в сердцах покупателей.
С появлением сайта на Vigbo решилось невероятное количество проблем
Самые первые клиенты нашли меня в Инстаграм, но уже в первый год я стала чувствовать потребность в сайте. Сначала казалось, что запустить сайт очень сложно, но потом в моей жизни появился Vigbo. Две недели была подготовка — фотосессия, написание текстов, подключение эквайринга, а потом я за три дня сделала собственный сайт!
С появлением сайта я разрешила невероятное количество проблем. Во-первых, экономия времени. Клиенты могут найти на сайте всю нужную информацию, посмотреть фотографии и ответы на вопросы, и мне уже не нужно 24 часа в сутки быть онлайн. Во-вторых, клиент может легко оформить и оплатить заказ, получить чек. Наконец, благодаря простой системе управления я могу постоянно добавлять и убавлять товары, менять дизайн и т.д.
Я не могу сказать, что продавать за рубежом сложнее
Сейчас наши мобили живут в более, чем 400 домах по всему миру. Несколько магазинов в Копенгагене, Париже и Лондоне представляют нашу марку в своих оффлайн-пространствах. Но я не занималась целенаправленно продвижением на иностранном рынке: клиенты сами меня нашли и показали, в каком направлении двигаться.
Теперь я пытаюсь усидеть на двух стульях: для меня важно создать удобные условия для покупки игрушек и российскими клиентами, и зарубежными. Это разные площадки: в России — сайт и Инстаграм, за рубежом — Etsy, Пинтерест, Инстаграм и Фейсбук. На каждой из них свой стиль общения и фотографий, отличается даже подача товаров и информации. Но я не могу сказать, что где-то проще, а где-то сложнее работать.
На самом деле, российские и зарубежные клиенты одинаковые: при вежливом и уважительном общении мы все ведем себя так же.
Для меня стерлись все границы
В то же время мне очень хочется, чтобы Mobilion приняли и полюбили в его родном городе. Я очень люблю свой город, хоть он и не очень большой. Поэтому с гордостью печатаю на упаковке «handmade with love in Nizhny Novgorod, Russia».
Сейчас такое прекрасное время, когда не имеет значения, где жить. Ты можешь даже не выходить из дома, чтобы получить образование, найти работу или создать свой проект. Самое главное — желание и трудолюбие, а остальное все само придет. Возможно, раньше я чувствовала какие-то неудобства из-за отдаленности от столицы, но сейчас для меня стерлись все границы. Я понимаю, что все ограничения только в моей голове.
Mobilion научил не летать в облаках
Так получилось, что я занимаюсь своим делом с 19 лет. Это помогло научиться не летать в облаках, стать более твердой в принятии решений и своих действиях.
Теперь я понимаю: чтобы создать проект, достаточно быть творческой личностью. Но чтобы открыть что-то стоящее и расти, этого мало. Нужно еще сочетать в себе много разных качеств: быть разносторонним, невероятно трудолюбивым, настойчивым, но при этом гибким и способным прислушиваться к окружающим.
Свое дело дает многое, но нужно быть готовым к тому, что это высокая степень ответственности, которая лежит на твоих плечах даже при наличии сотрудников.
Лучшее время для реализации идей — сейчас
Я хочу посоветовать всем творцам не бояться искать себя и реализовывать свои идеи. Когда, если не сейчас? Пока вы не попробуете, вы точно не узнаете, получится или нет.
Только обязательно с самого начала больше считайте, анализируйте и планируйте, чтобы потом не погрязнуть в финансовых проблемах и рутине. Чтобы с ними справиться, могут уйти года, а самое главное — с ними уйдет вдохновение.
Источник: блог Vigbo