Очередной инцидент между учителем и учеником, подробно разбираемый по центральному каналу ТВ. На этот раз, слава Богу, без преднамеренного размазывания учителя по стенке, как заранее во всем виноватого.
Итак, учитель несколько раз обратившись к ученику с требованиями и просьбами снять наушники, в конце концов, не добившись положительной реакции, собственноручно снимает их с него. В ответ получает несколько ударов по лицу с разбитием очков и травмой лица. Окровавленную учительницу, наконец, уводят от сбесившегося ученика, а тот все не может успокоиться – ломает собственный планшет и еще пытается крушить мебель в классе, пока его не удерживают свои же одноклассники.
Особую трагичность ситуации придает то, что ученик поднял руку на собственного классного руководителя, которой до этого инцидента пришлось повозиться с этим озлобленным учеником из неблагополучной семьи и сделать ему немало добра.
Если оставить в стороне все особенности ситуации (асоциальность ученика, чрезмерная настойчивость учителя), она начинает видеться в символическом смысле. Это символ нынешней образовательной системы. Символ ее гнилости и трагичности положения ее участников. Учитель пытается пробиться к ученику – и не может.
Не может, несмотря на всю свою педагогическую заинтересованность в обучении ученика и естественную профессиональную настойчивость. Ученику просто нет дела до всех этих попыток. Мало того – они вызывают у него раздражение, переходящие в гнев и агрессию.
Но ведь такая ситуация характерна для всего нашего образования. Большинству наших учеников нет дела до всех попыток профессионально добросовестных учителей заставить их учиться. И в том же классе, где все это произошло, вряд ли все остальные ученики были настолько увлечены предметом, что грудью стали на защиту своей учительницы. Они также изнывали от усталости и скуки, и только не до конца еще потерянное нравственное чувство заставило некоторых из них хоть как-то вмешаться в ситуацию и защитить свою учительницу и классного руководителя.
Все это так близко и так характерно для всего нашего образования! Классическая «революционная ситуация», описанная еще В.И. Лениным: «верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят».
Наша школьная образовательная система прогнила насквозь. Полностью потеряны все положительные мотивы обучения. Кроме страха ОГЭ и ЕГЭ, которым как пугалом пугают и как кнутом погоняют измученные учителя своих учеников, у последних нет никакого желания учиться.
У девяносто девяти процентов из них есть такое же желание, как и у этого незадачливого «агрессора» - засунуть в уши наушники и отгородиться от всех этих навязываемых учителями пустых и ненужных им знаний непроходимой стеной. Их души безнадежно потеряны в нынешней образовательной системе.
А бедным учителям нечего не остается ничего другого как безнадежно взывать к этим потерянным душам, а устав от этих попыток – идти на то же самое, что сделала эта учительница. Идти на «безнадежный штурм» - силой прорываться к своим ученикам, рискуя нарваться на агрессивный ответ.
Что делать? Вопрос уже не риторический, а жизненно необходимый, даже по сути своей вопрос выживания.
Как сделать так, чтобы ученики хотели учиться не ради ЕГЭ, а получали самое настоящее удовольствие от процесса обучения? И не забивались на последние парты, и не наушники хотели бы засунуть в уши, а наоборот – рвались поближе к учителю, чтобы лучше его слышать и успокаивали своих же товарищей, если они мешают этому?
Скажете – сказка? Это - невозможно? Нет, возможно. Педагогика служения знает реальный способ появления у учеников настоящего мотива обучения, жгучего желания самопознания и познания окружающего мира.
Этот способ называется «коланимационным переносом». Когда знания об окружающем мире, которые вполне справедливо кажутся ученикам «пустыми и ненужными», переносятся на их собственную жизнь, и от этого становятся жгуче интересными.
Когда ученик на той же физике (а рассматриваемый нами инцидент произошел на уроке физики) будет знать, что, к примеру, сила трения – это не просто результат соприкосновения поверхностей неживых тел. Сила трения – это и все «трения» и «тёрки», которые возникают между одноклассниками в твоем собственном классе, и они могут быть подробно разобраны и «смазаны», чтобы эту силу трения уменьшить.
Мало того, сила трения может возникнуть и твоей собственной душе – между ее различными желаниями. К примеру: ты стоишь в магазине – хочется и то купить, и другое, а денег хватает только на что-то одно. Вот и «трутся» два близких желания друг о друга с непредсказуемым результатом. И это тоже может подробно и целенаправленно рассматривается в процессе обучения.
И так во всем. Когда на каждом занятии и уроке будут происходить подобные «коланимационные переносы», и ученик будет знать, что атомный взрыв может произойти не только из-за взрыва соответствующей бомбы, но и в коллективе, и в человеческой душе… А раком заболеть может не только какой-то орган тела, но раком эгоизма может быть поражена и душа, и любое человеческое общество…
Когда именно так он будет учиться в школе, и все, изучаемое там, будет применять к себе и к своему классу - вот тогда и родится настоящий мотив обучения. Вот тогда он будет спешить в школу за новыми коланимационными открытиями и забудет о желании засунуть в уши наушники.
Но – увы! – до этого еще предстоит пройти «долгую дорогу в дюнах». Впрочем, дорогу осилит идущий…