В шестидесятые годы прошлого столетия, несмотря на решительное и однозначное освещение творчества “The Beatles” и все что с ним связано, как негативное и неприемлемое, находились смелые люди, которые умудрялись, в то время, донести их музыку в широкие массы. Первая песня “Когда я увидел ее” из дебютного альбома квартета “Please Please Me” гармонично вписалась в эпизоде фильма “Королевская регата” (1966 год), когда спортсмены под нее дружно выплясывали с работниками порта во время перерыва между погрузкой мешков.
Отдельное спасибо режиссеру фильма Юрию Чулюкину, благодаря ему вся страна и я в том числе, первый раз услышали их музыку на вполне законных основаниях заплатив 25 копеек за билет в кино. Год спустя режиссер Лев Атаманов, один из великих советских мультипликаторов, автор целого ряда выдающихся мультфильмов. “Снежная королева” и “Похитители красок”, “Золотая антилопа” и “Аленький цветочек”, “Ключ” и “Котенок по имени Гав”, используя рисунки датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа создал мультфильм “Скамейка”, в котором ожившие герои комиксов не произносят ни одного слова.
Но это не имело никакого значения, потому что, там звучала музыка. В одном из сюжетов, когда на скамейку приходит молодежь, и молодой человек включает транзистор, а оттуда, практически полностью звучит, битловская легендарная “Любовь не купишь” ( “«Can’t Buy Me Love»). Книги с рисунками Бидструпа издавали в СССР огромными тиражами он считался в СССР «прогрессивным художником», потому что, в своих карикатурах «обличал язвы и пороки капиталистического общества».
Такая книга была в библиотеке у моих соседей и я, всегда с интересом рассматривал нарисованные карандашом картинки, правда целью просмотра чаще всего, было подрастающее любопытство в части наличия изображений, с условно говоря, обнаженной натурой, хотя в весьма упрощенной форме. Перенесемся на несколько лет вперед, в тот момент, когда состоялась моя визуальная встреча с Битлз.
В кинотеатре «Луч», где то в конце 1970 года показывали непонятный фильм с не вписывающимся в сложившиеся стереотипы названием «Спорт, спорт, спорт».
Фильм мне понравился в первую очередь кадрами хроники, такой непонятной, срытой и недоступной зарубежной жизни. Поразили эпизоды с падениями и неудачами спортсменов и фрагментами исторических соревнований, разных лет.
Оценить игру молодого Михалкова в одном из немногочисленных игровых эпизодах, я по определению не мог, так как у меня просто не хватило умишка, провести параллель между московским жизнерадостным юношей Колей из “Я шагаю по Москве” и молодым опричником Кирибеевичем из Лермонтовской песни о купце Калашникове. Вот собственно и все на тот момент. Ну, а на следующий день в коридоре школы два десятиклассника взахлеб просто вопили:-
«Ты видел! Ты видел!!! Обалдеть!!! Потрясно!!!»
Я начал уже уставать в попытках, о чем, вперемешку с подростковым сленгом кричали эти взрослые для меня люди. Наконец одного прорвало, он вырвался из колеи эпитетов и междометий и выдавил на выдохе:
– «Это же битлы!!!!».
От удаляющихся от меня в сторону класса парней, к тому моменту звонок прозвенел уже, послышалось:
– «С последнего линяем и быстренько в кино!!!».
Фраза, сразу же, мною было понята. Ясно, что сбегут с уроков, сбегут в кино, сбегут посмотреть на Битлз, сбегут быстренько! Ассоциация о “быстренько” подходило только к кинотеатру «Луч», а там все еще шел фильм Климова. Услышанное в очередной раз название закордонного ансамбля, ни как не вязалось с картиной, которую я посмотрел накануне. Нет, я не набрался наглости подойти к крикунам и прогульщикам, просто их видел их со спины, только слышал хорошо, да и только. Мое логическое мышление привело меня в соседний двор, где жил мой школьный товарищ он имел старшего брата, который успешно крутил киношку в «Луче». Честно говоря, это ему полагалось по профессии, так как был он киномехаником второй категории, иногда в нарушение всех правил пускал в кинобудку с кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой. К нашему восторгу давал иногда перекрутить пленку на бобине. Это сейчас понятно, что это было просто его желание избавиться от надоевшего действия кручения и накручивания, но для нас получался праздник. Я пытался было начать разговор издалека и как можно витиеватей, чтобы не показаться чайником, но тут же им оказался, после фразы:
– «А, по русски, повторить сможешь?»
Далее последовавшая неразборчивая речь была, как это ни странно понята. Ответ произвел на меня неизгладимое впечатление:
- «Брат! Неси фильмоскоп!».
Но мне уже исполнилось 13 и моя жизненная позиция и чувство, уже некоторого достоинства юноши, начали готовить аргументы в пользу моей не заинтересованности в просмотре цветных картинок. Аргументы не пригодились. Старший товарищ весело и хитро произнес:
- «Ну вот, что салаги, запомните на 24 минуте фильма «Спорт, спорт, спорт» в течении 2 секунд, а это, аж целых 48 кадров, показывают, ни кого ни будь, а Битлз!».
Правда, тут же повелитель проекционной исправился:
- «Аж, целых 40 кадров, и лишь только потому, что восемь я уже вырезал, а четыре успел загнать! Вот их то, мы и посмотрим!».
Пронесло, подумал я, сказок из проектора не будет. Три человека в узких брюках и таких же темных и узких пиджаках держали в руках гитары, а четвертый, в том же прикиде, сидел на возвышении за барабанами.
Просто картинка, просто музыканты, почему то, со слов собеседника великие. Ход дальнейших событий был предсказуем, как ночь или день – я пошел в кино, нанеся очередной 25 копеечный урон своим не великим сбережениям. Дождавшись 24 минуты – увидел то, что пропустил и не увидел в первый раз. Те же самые четверо молодых людей, только теперь, они успели сделать несколько движений и произнести несколько слов, и как-то, где-то, слышалась, какая-то мелодия.
Возвращаясь в наши дни, я бы угадал эту мелодию с трех нот. Сказал бы, что это «I should have known better» (Я должен знать лучше) из фильма и диска «Ночь трудного дня». Ну, пока память возвращается туда в далекие годы в тот момент, когда я впервые увидел Битлз и уверенно, без колебаний, не боясь оказаться не понятым, сказал себе:
– «Ну, и что?».
В продолжении этой истории . Через несколько дней Битлз исчезли из кинофильма, в кинотеатре “Луч”. Нет, в этот раз обошлось без мистики, просто в Воронеже нашлось гораздо больше ценителей Битлз, чем количество кадров на пленке, коих оставалось, как мы помним - 40...