Машущий полёт- мечта, или реальность?
Издавна человек, глядя на парящую в небе птицу, восторгался её свободой. И с античных времён мы знаем легенду о Икаре и отце его Дедале, построившего крылья для побега из плена.
Первое, что пытался сделать человек, мечтая покорить воздушный океан, это крылья подобные птичьим.
Строили крылья по своему разумению, из того что было под руками и в попытках взлететь любой ценой шли на отчаянные поступки, прыгали с крыш. колоколен, с плачевным результатом. Сколько таких отчаянных "авиаторов" было в истории можно только предполагать. И видимо они и послужили в своё время прототипом к той легенде о Икаре.
Но как же дела обстояли в этом вопросе в совсем недалёком прошлом, на заре развития авиации?
Уже полным ходом развивалось воздухоплавание. Воздушные шары уже не были диковинкой, а полёт на собственных крыльях всё ещё был мечтой!
Вроде бы и понимание было, как получается сила толкающая птицу вперёд и как опирается птица на воздух. Казалось очевидным, и естественным, что нужно махать, чтобы лететь. Модели махолётов с резиновым мотором летали. Природный каучук уже тогда широко применялся для различных целей и упругие свойства резины были известны. Но полноразмерные аппараты с пилотом на борту, упорно не хотели взлетать.
Видимо потеряв надежду на самостоятельный взлёт с земли на своём махолёте бельгиец Винцент де Гроф решил попытаться это сделать с помощью воздушного шара. И в 1873 году дал объявление в газете с просьбой к воздухоплавателям, поднять его вместе с аппаратом, весящим более 100 кг, на определённую высоту.
Через некоторое время такой воздухоплаватель нашелся и в один из ясных дней воздушный шар с привязанным к нему аппаратом с машущими крыльями и сидящим в нем изобретателем поднялся в воздух. На высоте нескольких сотен метров он отцепился от шара и полетел вниз.
Грофу ни разу не удалось взмахнуть своими крыльями. Под напором воздуха в свободном падении аппарат развалился в воздухе и его создатель погиб.
Но это ещё не конец истории. Потерявший большой вес воздушный шар взмыл в высь, и поднялся на большую высоту, где воздухоплаватель едва не погиб от холода и разреженного воздуха. Баллонов с кислородом тогда воздухоплаватели ещё на борту не имели.
Изобретатели шли разными путями и вот один из таких путей показал Константин Яковлевич Данилевский. Харьковский врач, одержимый мечтой о машущих крыльях. Понимая, что человеческих сил для машущего полёта явно недостаточно и кроме того, в строении птичьего крыла много неизвестных тонкостей он решил использовать комбинацию аэростата и машущих крыльев.
Вот отрывок из статьи журнала "Юный техник" №3 1981г.
Взору немногих случайных свидетелей, оказавшихся в то октябрьское утро 1897 года на заснеженной поляне близ Харькова, представилось фантастическое зрелище... Высоко под облаками парила гигантская птица. Большой черный шар, к которому была привязана птица, казалось сковывал её движения. Время от времени она неуклюже взмахивала крыльями и медленно набирала высоту....
Некоторое время спустя необычный снаряд коснулся земли, вокруг него засуетились какие то люди. по всему было заметно, что это были участники, только что свершившегося события. "Птицей" оказался симпатичный молодой человек. Аэронавту помогли снять крылья, выпустили лёгкий газ из шара.
Так завершился первый полёт человека с машущими крыльями, приводимыми в действие мускулами человека......
Более подробно о деятельности Константина Яковлевича Данилевского, предлагаю читателю поискать самостоятельно. Информации по нему тоже достаточно много.
А тем временем, в небе уже появились первые прообразы самолётов. Крыло стало неподвижным. Появилась система управления.
В Германии Отто Лиленталь стал первым пионером авиации, который объяснил причину парения птиц и создал науку о планеризме. Строил планеры и сам испытывал их. Его планеры были балансирные. Они управлялись только переносом веса ног. Вперёд назад, влево вправо. В 1896 году погиб при испытаниях очередного планера.
В России, его последователь Можайский, спроектировал один из первых самолётов с паровым двигателем на борту, вращающим три четырёх лопастных винта, а в 1882 году начал его постройку. По различным документам, при испытаниях самолёт потерпел аварию и получил серьёзные повреждения и утверждалось, что произошел отрыв от земли. Но документально этому нет подтверждения. Можайский пытался усовершенствовать и восстановить этот самолёт, повысить мощность силовой установки, но из-за недостатка средств дело продвигалось очень медленно. Он скончался в 1890 году не завершив работу над своим детищем.
В Америке тоже были последователи Лиленталя, Братья Райт, которые подняли свой самолёт 17 декабря 1903 года, открыв эру авиации.
Я не стал подробно писать об этих пионерах Авиации, чтобы читатель сам нашел более полную информацию о них, потому что тема всё таки о машущих крыльях. Потому, что эта тема, не смотря на прорыв в небо самолётов, мечта о птичьих крыльях осталась и продолжала будоражить умы энтузиастов.
Что же с мечтой о машущих крыльях происходило, когда небо уже оглашалось гулом винтов самолётов?
Их продолжали и продолжают строить до сих пор.
Ещё в середине 30-х годов наши энтузиасты машущего полёта объединились в специальную общественную организацию. Куда только не обращался один из них - инженер Ваган Сергеевич Аветисов со своим проектом махолёта. Нигде не нашел поддержки. Из прославленного ЦАГИ ему ответили,- " Создать летательный аппарат с машущими крыльями вряд ли возможно вообще. Посему и заниматься им нецелесообразно"
Аветисов предлагал проект ранцевого махолёта с малогабаритным мотором. Аппарат должен был весить около 30 килограмм и в сложенном состоянии занимать немного места.
Другой энтузиаст -Дмитрий Владимирович Ильин, лётчик истребитель, был изобретателем, как говорится от Бога. Он жил в подмосковном посёлке Тайнинке, занимался многими техническими задачами, но больше всего, созданием махолётов. Маленький сарай во дворе стал его научной лабораторией и "заводом", а садовая дорожка - испытательным полигоном.
Ильин сумел построить несколько опытных махолётов. Сначала это были модели, копировавшие полёт птиц, насекомых, летучих мышей. В доме изобретателя висел махолёт с крыльями, как у летучей мыши. Ильин считал его первой ступенькой к лёгким крыльям. Последняя машина Ильина уже имела кабину с прозрачным "фонарём". Внешне махолёт напоминал сказочную птицу, но подняться и этот аппарат в воздух не смог.
Дмитрий Владимирович умер в 1972 году от инфаркта в возрасте 48 лет...
Ещё один энтузиаст был талантливым художником и скульптором и его тоже с детства захватила мечта о машущих крыльях.
Созданию махолётов он посвятил 25 лет своей жизни. О махолётах он мог говорить бесконечно. Строил эти летательные аппараты, тратя на это почти весь свой заработок. Построил их более десятка разных. И мускульных и с мотором, но безуспешно.
А вот фото из интернета в свободном доступе.
После его смерти его супруга Ариадна Жукова написала написала о нём воспоминания. "Крылья" "Воспоминания о художнике Ляхове.
И наконец, есть ещё один энтузиаст из Воткинска из детского клуба творчества, Владимир Михайлович Топоров. О работах этого творческого детского коллектива нужно писать очень много, или лучше совсем ничего не писать. Лучше поискать самостоятельно, написав в поисковике словосочетание, махолёты Топорова. Там можно найти много фотографий и много сопутствующей информации о том как обстоят дела с машущим полётом сегодня. Можете быть уверены, что вы найдёте для себя много интересного.
Желаю всем кто интересуется этой темой удачи в поисках, и своей самой высокой мечты, чтобы она как звезда освещала вам жизненный путь, чтобы не сбиваться с курса.
Эта тема мной владеет можно сказать полвека, и если эта моя"проба пера" покажется вам интересной, то это послужит веским основанием для написания новой статьи по этой теме, в которой будут ответы на все Ваши вопросы.
С уважением Владимир.
Скелет вид с хвоста.