Найти в Дзене
#ProВеликийНовгород

Николай Васильевич, а я кто ?

Литературные герои это детище автора, они не всегда являются вымыслом. Иногда реальные люди, превращались в героев произведений автора.

Вакула.

Епископ Новгородский Иоанн
Епископ Новгородский Иоанн

У Вакулы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» есть прототип - это новгородский святой епископ Иоанн. Он жил в последней четверти XII века. О нём ему поведал Александр Сергеевич Пушкин.

По преданию, в одну из ночей, когда епископ молился один, вдруг услышал шум и плеск воды – как будто кто-то плескался в рукомойнике. Поняв, что это не человек, святой встал, подошел к рукомойнику и перекрестил его. Возмутителем спокойствия оказался бес, который собрался напугать монаха.

Согласно житию, святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к храму Гроба Господня и в ту же ночь там оказался. Иоанн повелел бесу стоять на месте, а сам пошел в храм Воскресения Христова. Подойдя, он стал молиться, и неожиданно запертые двери храма отворились перед ним, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. Поклонившись святыне, исполнив свое желание, он вышел из храма: бес стоял на том же месте в виде оседланной лошади. Сев на него, Иоанн в ту же ночь вернулся в Новгород.

Хлестаков

Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин

Из воспоминаний современников, Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека, среди них был Николай Васильевич Гоголь.

Хлестакова из "Ревизора" Гоголь в некоторых моментах ассоциирует с собой. Он как бы между прочим из уст Хлестакова хвалится своим знакомством со своим кумиром : "Литераторов часто вижу. С  Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" — "Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все...". Большой оригинал".

Но на самом делее Хлестаков это сам Пушкин. По иронии судьбы именно ему пришла идея написать комедию "Ревизор", он сообщил об этом Гоголю. Произведением всё-таки разродится Николай Васильевич.
Гоголь фактически признаётся, что Хлестаков лишь по служебной необходимости называется Иваном Александровичем Хлестаковым, в действительности – он Александр Сергеевич Пушкин.

Плюшкин

В. Перов. Портрет М.П. Погодина. 1872 год.
В. Перов. Портрет М.П. Погодина. 1872 год.

Прототипом Плюшкина из "Мёртвых душ" стал давний и близкий знакомый Николая Васильевича Гоголя - профессор МГУ, известный историк, публицист, писатель и издатель Михаил Петрович Погодин. Погодин был азартнейшим коллекционером, это и раздражало Гоголя. За долгие годы он собрал огромное "Древлехранилище" из предметов русской старины - некоторые датированы XII веком! В его семнадцати "отделах" были сотни икон, лубочные картинки, посуда, оружие, "вислые печати", образки, крестики, около 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг. А еще грамоты и судебные акты допетровских времен, "кормчие книги", жития святых, летописи, лично написанные труды и черновики знаменитых российских ученых, полководцев и даже императоров вплоть до Петра I. Обрывки, фрагменты, черепки, осколки и прочее...

У Гоголя в "Мертвых душах" - явная и злая пародия на эту коллекцию. Цитата из произведения : "Он (Плюшкин. - Авт.) ходил еще каждый день по улицам своей деревни... и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты... случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба... позабывала ведро - он утаскивал и ведро".

Пётр Петрович Хлобуев

Пётр  Яковлевич  Чаадаев
Пётр Яковлевич Чаадаев

Хлобуев Пётр Петрович из "Мёртвых душ" не только разорившийся помещик, как и Чаадаев, но и вне всякой логики характера готов уйти в монастырь, что уже явно отсылает к Чаадаеву, который в последний период жизни часто говорил об этом желании.

Гоголевский монолог, раскрывает читателю истинное положение дел Чаадаева, сопутствующий раздумьям о Хлобуеве: «Он ещё не знал того, что на Руси, на Москве и других городах водятся такие мудрецы, которых жизнь — совершенно необъяснимая загадка. Всё, кажется, прожил, кругом в долгах, ниоткуда никаких средств, и обед, который задается, кажется, последний... Проходит после этого десять лет — мудрец... ещё больше прежнего кругом в долгах и так же задает обед...»

Акакий Акакиевич

Иван Григорьевич Босой
Иван Григорьевич Босой

Однажды в присутствии Н.В. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье.

Но прототипом Акакия Акакиевича всё таки будет киевский чиновник, юродивый странник Иван Григорьевич Босой. В июле 1835 года Н.В .Гоголь посетил в Киев, где мог не только слышать от своих знакомых о странном чиновнике, но и лично видеть его при посещении Киево-Печерской лавры, куда часто приходил Иван Григорьевич.

«Голову свою Иван Григорьевич ничем не прикрывал. В руках у него постоянно имелся старый канцелярский с кокардою картуз, но он никогда не надевал его на голову, а неизменно носил под мышкой, как памятку своего некогда чиновного состояния».

Иван Григорьевич были внутренне независим от окружающей чиновнической среды и вёл схожую с аскетической жизнь, не позволяя себе даже той меры развлечений (карточная игра, досужие разговоры и прочее), которая была бы все же возможна при нищете. Ему не оказывалось никакого уважения со стороны сослуживцев, терпел от них насмешки, издевательства и даже физические оскорбления безответно, не воздавая злом за зло. И несмотря на всё это служил усердно, не получая при этом повышения по службе.

Тарас Бульба

-7

Прототипами Тараса Бульбы могли быть гетман Наливайко, Остап Гоголь, Иван Гонта, но им был предок Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

Предание, услышанное им от своего однокашника Григория Миклухи (дядя знаменитого путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая) про его предка Охрима, соратника Богдана Хмельницкого.

У Охрима было три сына: Назар, Хома и Емельян. Старший, Назар, влюбился в полячку и бросил товарищей-казаков. Хома захватил Назара в плен и хотел доставить отцу, но погиб. Перед смертью брат заколол брата. Младший из трёх братьев продолжил род Миклух.