В балете существует очевидная культура тела: сейчас о ней говорят открыто, призывая юных исполнителей следить за весом с малых лет. А еще перед глазами всегда есть примеры состоявшихся балерин в прекрасной форме, на которых хочется равняться, а без должных параметров это невозможно. Почему же артистки вынуждены быть худыми?
Успеваемость в балетной школе
Всё начинается со школы, где юного исполнителя приучают к эстетике балета весьма суровыми способами, не оставляя выбора. Взвешивание в школах проходит два раза в год (кое-где и чаще), и если юный артист весит больше положенного, оценка на экзамене снижается. Такая прямая зависимость успеваемости от веса побуждает учеников пересмотреть своё отношение к питанию и сидеть на диетах. Так, со школы появляется привычка следить за своей фигурой, находить недостатки и стараться исправлять их: питаться сбалансированно, увеличивать нагрузки после основных репетиций.
Подростковый возраст — самый «опасный» для балета, потому что именно в этот период в классе происходит так называемый естественный отбор. Завершается формирование скелета и мышечного каркаса, а генетика диктует свои условия, на которые нельзя повлиять ни диетами, ни нагрузками. Не случайно именно в этом возрасте многих отчисляют из школы по причинам несоответствия балетным стандартам, невозможности вернуться в форму, пригодную для этой профессии.
Прима Мариинского театра Оксана Скорик в фильме «Прекрасная трагедия» рассказывает, что их класс должен был равняться на худенькую одноклассницу, которая была стройнее всех: мало мышц в сочетании с наследственностью. Её ставили в пример другим девочкам с призывом стать такими же, из-за чего некоторые садились на диету, чтобы не выделяться в классе своей «полнотой».
Исполнение сложных элементов классической хореографии
Спустя несколько лет обучения приходит понимание, что стройная, даже худощавая фигура — профессиональная необходимость: иначе невозможно достойно исполнять элементы классического танца.
Лишний вес ограничивает амплитуду движения, на прыжках тянет вниз, из-за чего сложно развивать баллон. Нет «легких» ног, о которых все говорят, появляются проблемы с дыханием, сердечной мышце становится тяжело справляться с нагрузкой при лишнем весе. Пропадает лёгкость танца, становятся заметны усилия, при условии, что нужно стремиться к обратному. Зритель приходит смотреть на образ идеального человека и хочет расслабиться при взгляде на воздушную Жизель или изящного Лебедя, а не наблюдать муки.
Риск травмирования
Танцевать на пяти квадратных сантиметрах пуантов с лишним весом во-первых, сложно, во-вторых, увеличивает риск травмирования. То же можно сказать о больших и средних прыжках: нагрузка на колени и так очень сильная, а с лишним весом недалеко и до нарушения целостности связок самого важного для артиста балета сустава.
Здоровая конкуренция (или нездоровая?)
Класс в школе, балетная труппа — это ансамбль, в котором все танцовщики должны исполнять движения одинаково хорошо. В такой обстановке невозможно не сравнивать себя с другими, в том числе по наличию лишнего веса, ведь от этого зависят чистота линий и качество исполнения.
Сравнение способностей и данных разных учеников начинается с первого класса школы: существует иерархия в хореографическом классе (лучшие занимаются на средней палке, остальные (в том числе «крупные» — на боковых).
Амбициозные талантливые танцовщики обладают огромным стремлением стать лучше, чем они есть. Это дает им силы терпеть боль, переступать через себя не только в плане выносливости и репетиций из последних сил, но и поддерживать идеальную форму диетами и дополнительными нагрузками.
В зеркале танцовщик постоянно ищет несовершенства своей фигуры. Не секрет, что бывают «худые» и «толстые» зеркала, они создают иллюзии по поводу фигуры и пропорций. Иногда, насмотревшись на свое неидеальное отражение в зеркале, танцовщик принимает твердое решение сбросить вес и иногда загоняет себя в угол. Отсюда и множество историй про расстройство пищевого поведения. С годами у каждого танцовщика появляется система сбалансированного питания, позволяющая держать себя в форме.
Дуэт: легче делать поддержки
Самая простая и самая очевидная осознанная необходимость балерины поддерживать форму — исполнение высоких поддержек, так как в этом заключается профпригодность. Поддержка — неотъемлемая часть дуэтного танца, и нужно быть в форме, чтобы не усложнять жизнь партнеру и способствовать появлению травм.
Техника балета развивается с каждым годом, и идеальное телосложение уже стало нормой и ожиданием. Если человек хочет быть в этой профессии, придётся соответствовать стандартам, которые задаются динамикой развития этого искусства. Другое дело, что худощавость не является гарантией успеха, но это уже совсем другая история.