Дамы и господа, милсдарыни и милсдари, сегодня мы поговорим о первом сезоне долгожданного сериала по культовой серии книг тёмного фэнтази польского писателя Анджея Сапковского! И пусть со дня премьеры прошло уже больше месяца и весь ажиотаж уже спал, но я уже написал кучу строк по каждой серии на своей стенке ВКонтакте и вот сейчас хочу сделать краткую выжимку всех своих впечатлений.
Прежде всего скажу о том, что сначала я узнал мир Сапковского через игры от польской студии CDProject, а потом уже прочитал книги. При этом самую первую игру открыл для себя вскоре после её релиза, но так и не прошёл до конца, потому что запутался в одной из локаций и махнул рукой. Да и не очень-то она меня тогда увлекла. Но вот потом, спустя несколько лет, после релиза сиквела “Ведьмак 2: Убийцы королей” я вернулся к первой игре, перепрошёл её и влюбился в ведьмачью вселенную.
Позже, то есть примерно через год после релиза пусть и не идеального, но всё равно шикарного триквела я соизволил дотянуться до книг. И хоть с тех пор я много чего позабыл, но сцены и арки, которые запали мне в душу, помню, словно я только вчера прочитал всю сагу от начала и до конца.
А вот теперь переходим к сериалу и начнём мы, наверное, с моей краткой оценки первого сезона по десятибальной шкале. Возможно, я покажусь слишком суровым, предвзятым и необъективным, но я дам всего лишь четверку худшим эпизодам и сценам, пятёрку всему сезону в целом и шестёрку или (ну ладно, так уж и быть) семёрку лучшим эпизодам, каковых для меня лично было всего две штуки. Почему так жестоко? Нет, дело не в кастинге, который местами откровенно наплевал на канон, не в прыжках повествования по летоисчислению книжной хронологии событий и даже не в скандальном дизайне доспехов армии Нильфгаарда. Дело в вещах, которые лично мне представляются важными, но, к сожалению, искажёнными или даже утраченными в сериале. Поэтому я хочу предупредить вас о том, что текст ниже изобилует стонами и вздохами поклонника книжного канона. А вот теперь поехали.
Так вот, проблема в том, что ставшая сценаристкой и исполнительным продюсером сериала Лорен Хиссрич по договорённости с руководством захотела в первом же сезоне выдать на экраны сразу всё-ё-ё-ё! Прежде всего на первый план выдаётся задумка заполнить белые пятна из детства и юности книжной Йеннифер, чтобы сделать её образ более цельным, значимым, глубоким и понятным по сравнению с тем, что действовал на страницах книг. Хорошая идея? Отличная! Вот только в компанию к этой затее прибавим ещё и задействованную с самого начала арку Цири, королевы Калантэ, дриад из Брокилона, внезапно вынырнувшей из ниоткуда Трисс Меригольд и почти всех, кого только можно! Зачем? Затем. За надо и всё тут! Кому нафиг нужен первый сезон, состоящий исключительно из почти несвязанных между собой приключений одинокого ведьмака? Нет, мы должны поразить зрителя мощью вселенной! Мы должна поразить зрителя др-р-райвом, скоростью развития событий! Мы с самого начала должны сказать всё, что хотим сказать, и недвусмысленно обозначить свой курс во всех направлениях! Ох…
Самое забавное и прискорбное в этой инициативе то, что она играет против самой себя. Да, сценарий, действительно, заполняет белые пятна прошлого наших героев, но результат выходит до жути неполноценным! В придачу ко всему часть сцен жестоко пострадала от явной и очень странной экономии бюджета, хотя перед этим многоуважаемая госпожа Хиссрич вместе со своим коллегой Томашом Багиньским вовсю хвасталась щедростью амбициозного руководства студии. Но белыми нитками шитая экономия в кадре - это мелочь жизни и меньшее зло по сравнению с тем самым столпотворением, о котором я говорил выше. Из-за этого актёры, которые нередко по-настоящему стараются и выкладываются, всё равно вынуждены играть не экранизацию драмы книжного персонажа, а всего лишь её краткий пересказ. В каждом эпизоде сценарий буквально душит историю и персонажей! Из-за этого эпичные сцены превращаются в откровенно скромные и камерные, а мотивы и проистекающая из них логика поступков персонажей держится буквально на честном слове и на одном крыле =\
И да, я помню, что Хиссрич с Багиньским почти сразу же заявили, что они обязуются уважать содержание книг Сапковского, но в тоже время собираются снимать не без пяти минут дотошную экранизацию, а адаптацию для глобального и в основном, конечно, американского рынка. Поэтому в одной сцене персонажи говорят самыми что ни на есть прямыми цитатами, а через пять минут на экране творится оригинальная отсебятина. Но я всё это сознаю и поэтому претензий не имею. То есть очень даже имею, но справедливости ради промолчу.
А вот о чём я точно не могу промолчать, так это о том, что воплощение нескольких оригинальных задумок на корню ломает зрелищность и драматичность сцен, которые наверняка будут во втором или в третьем сезоне, потому что они ключевые и без них никак. Вы все знаете выражение о том, что никто не даст вам второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. Но сценарий об этом забыл и всё равно рванулся вперёд! Вперёд, чтобы на максимально возможной скорости повествования показать как можно больше зрелища и только потом перевести дыхание, сменив спринт на бег трусцой. В результате получается всего лишь попытка создать оригинальную драму, которая на самом деле не оставляет после себя ничего, кроме пустоты. Пустоты, которая просто-напросто выбивает почву из-под ног того, что пока ещё не снято.
Вот тут уже нужно сказать, что по завершению сезона пошли новости о том, что команда наснимала не просто много, а очень много материала, который мог бы воплотиться в те же самые восемь серий, но уже не по сорок пять минут и не по часу, а в целых полтора часа! Естественно, эти полтора часа уже никак не могли вписаться в выбранный студией формат и поэтому монтаж сократил всё, что только смог сократить. Вот у нас и вышло то, что вышло…
Хорошо, а каким сериал мог бы стать в параллельном мире? Ну, например, в параллельном мире могли сделать сезон не в паршивые восемь эпизодов, а в двадцать или даже двадцать четыре. Кому вообще нужен такой сокращённый формат? В своё время я прекрасно смотрел “Секретные материалы”, “Звёздный путь” и другие сериалы как раз по 20-24 серии в сезоне и всё было прекрасно! Чем больше серий, тем больше риски? Ну что тут скажешь… Против лома нет приёма. Хотя по-хорошему количество серий должно происходить исключительно из творческого видения и здравого смысла сценариста и режиссёра. Снимают они историю, которая прекрасно может уложиться не то что в восемь, а даже в пять серий? Да будет так! Нужен сезон не на пять, а на двадцать пять эпизодов? Да будет так! А то в погоне за уменьшением рисков мы эти риски и умножим!
Пфух! Ладно. Пока что я живу надеждой на второй сезон. Как никак, студия уже озвучила кое-что из своих планов и даже некоторым образом извинилась за самые явные ошибки в первом сезоне. Пусть даже одно из извинений сильно похоже на попытку найти крайнего, чтоб успокоить резонанс в фандоме, но какая нам разница?