Объяснительная записка Элиавы Ш. З. к решениям Комиссии Президиума ВЦИК по вопросу о разграничении новых автономных образований Горской республики.
"Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в конце октября текущего года(1924 г.) на комиссию под моим председательством, в составе тов. Фомина (член ЦИК СССР) и тов. Толмачева (Зампредседатель крайисполкома Северо-Кавказа) было возложено определение границ между четырьмя новыми административными образованиями бывшей Горской Республики (Владикавказский округ, Сунженский округ, автономная область Осетии и автономная область Ингушетии). Комиссия приступила к работе 23 декабря текущего года в г. Владикавказе. Наша комиссия располагала материалами, представленными исполнительными органами новых образований в комиссию члена ЦИК СССР тов. Извекова. Нам надлежало определить:
1) административные границы между Владикавказским округом, включающим в себя г. Владикавказ и прилегающие к нему слободки с одной стороны, и автономными областями Осетии и Ингушетии с другой стороны;
2) границы между автономной областью Ингушетии и Сунженским округом;
3) границы между автономными областями Осетии и Ингушетии.
Границы между Владикавказским округом (городским) с одной стороны и Осетией и Ингушетией с другой
Вопрос о границах между Владикавказским округом и автономными областями Осетии и Ингушетии занял в работах комиссии небольшое место. Владикавказский округ очень быстро пришел к соглашению как с Осетией, так и с Ингушетией, и границы Владикавказского округа (географического центра бывшей Горской Республики) были определены нами на основе согласительного акта, подписанного всеми заинтересованными сторонами и внесенного в комиссию. В начале обсуждения этого вопроса имело место незначительное препирательство сторон, быстро, однако, пошедших на взаимные уступки. В картах, взятых т. Фоминым для представления в Президиум, точно обозначены границы Владикавказского округа со смежными автономными областями Осетии и Ингушетии, и на картах имеются подписи представителей сторон, скрепленные подписями членов комиссии.
Границы между Сунженским округом и Ингушетией
Вопрос об административных границах между автономной областью Ингушетии и Сунженским округом не удалось рассмотреть в заседании комиссии, так как на заседание комиссии не могли прибыть своевременно представители Сунженского округа. По невыясненным нами причинам две телеграммы, отправленные мною из Владикавказа в ст. Слепцовскую, адресатам доставлены не были. Я же вынужден был 25-го вечером выехать из Владикавказа и успел лишь переговорить в присутствии оставшихся во Владикавказе членов комиссии т. т. Фомина и Толмачева с только что приехавшими представителями Сунженского округа. В этой беседе выяснилось, что между Сунженским округом и автономной областью Ингушетии существует, если не по всем без исключения вопросам пограничного характера, то по основным из них, соглашение, о чем заявили нам до приезда представителей Сунжи представители автономной области Ингушетии. Оставшиеся во Владикавказе члены комиссии т. т. Фомин и Толмачев уже без меня должны были окончательно установить границы Сунженского округа по смежеству с автономной областью Ингушетии. Сообщение из Владикавказа от оставшихся товарищей о неудаче я не имею. Надо полагать, что между Сунженским округом и автономной областью Ингушетии достигнуто полное
соглашение.
Границы между Ингушетией и Осетией
Наиболее тяжелым для разрешения оказался вопрос об установлении административных границ между автономными областями Осетии и Ингушетии. Двухдневные старания комиссии добиться между спорящими сторонами соглашения, хотя бы частичного, и представление в комиссию согласительного акта остались безрезультатными. Мы подробно ознакомились как с письменными заявлениями сторон, представленными в свое время в комиссию т. Извекова, так и с дополнительными письменными заявлениями, внесенными в нашу комиссию.
Вместе с тем на трех заседаниях комиссии мы выслушали очень пространные объяснения сторон.
Изучив письменный материал и выслушав устные заявления сторон, комиссия вынесла следующее общее впечатление:
1) в основе спора между Ингушетией и Осетией лежит глубокое недоверие друг к другу двух смежных народностей. Недоверие это вытекает из взаимоотношений ингушей и осетин, начиная с эпохи господства на берегах Терека царского самодержавия, исключительно обостренных в эпоху революции и гражданской войны. Несмотря на внешнюю близость руководящих работников Ингушетии и Осетии друг к другу, в каждой строчке представленных ими письменных документов, как и в каждой фразе устных заявлений, чувствуется сильная неприязнь друг к другу;
2) в своих спорах о границе руководящие работники Ингушетии и Осетии исходят не из соображения простого административного размежевания своих областей, удобства администрирования и советского строительства, а рассматривают свою тяжбу как тяжбу о политических границах между своими народами. Об этом свидетельствуют многочисленные ссылки этих товарищей на исторические документы и памятники прошлого;
3) при всей ясности решений комиссии, а также Президиума ВЦИК, эти натянутые отношения между соседними народами ликвидированы не будут и впереди неизбежны новые трения и новое обострение отношений, если, конечно, их предотвращению не будут приняты решительные, радикальные меры с самого же начала, ибо комиссия пришла к глубочайшему убеждению, что при отсутствии какого бы то ни было соглашения между сторонами нельзя вынести решение, могущее удовлетворить обе стороны. Необходимо было вынести решение, целиком отвергающее претензии одной стороны, а это открывает широкие возможности новых трений, если, конечно, не будут приняты меры к их предотвращению.
При внимательном изучении взаимных претензий осетин и ингушей комиссия убедилась, что территориальный спор между Осетией и Ингушетией в основном экономического значения не имеет и при кажущейся экономической важности спорных участков, в общем не превышающих несколько сот десятин, политический момент в споре господствовал над всеми другими мотивами.
Комиссия легко разрешила вопрос о небольших участках пахотной земли к северу от Владикавказа, в районе селения Ольгинское. Основной и жесткий спор между сторонами возник вокруг района, расположенного к югу от Владикавказа с Редантского района до границы бывшей Горреспублики с ССР Грузии. Расположенный на левом берегу реки Терек спорный район в эпоху самодержавия был включен в административные границы Владикавказского округа, населенного по преимуществу осетинами. Во время гражданской войны с 1918 года - район этот был театром военных действий, в которых главными действующими сторонами были добровольческая армия Деникина и революционные повстанцы Ингушетии. С момента организации Горской Республики по 1922 год включительно спорный район был включен в административные границы бывшего Назрановского округа - ныне Ингушетии. Лишь после 1922 года Горским ЦИКом была установлена временная граница между Осетией и Ингушетией по течению реки Терека, со включением спорного района в административные границы Осетии - без Редантских хуторов и земель, которые Горским ЦИКом были оставлены в пределах Ингушетии, причем население хуторов Редантского района - сплошь Ингушское. Ныне, когда пришла пора установить новые границы, осетины и ингуши предъявили друг другу взаимноисключающие претензии. Так, автономная область Осетии потребовала передачи ей всех земель начиная от границы с ССР Грузией по течению реки Терека со включением Редантских хуторов, находившихся доныне в пределах Ингушетии. Автономная же область Ингушетии предъявила требования о передаче ей до сих пор находящихся в административных пределах Осетии земель к югу от Редантских хуторов до границы с Грузией, с селениями Балта, Чми и Ларс. После продолжительной дискуссии представители автономной области Осетии сняли свои претензии на Редантский район, населенный ингушами, но продолжали упорно настаивать на включении в административные пределы Осетии селений Балта. Чми и Ларс, расположенных на левом берегу реки Терека со всеми землями, площадью до 8000 десятин, простирающимися до горного хребта, который отделяет населенные пункты Осетии (районы Саниба и Кобани) от спорного района, причем высота этого хребта в некоторых местах, не спускаясь ниже, превышает 8000 футов.
В населении спорного района, т.е. селений Балта, Чми и Ларс, ни осетины, ни ингуши большинства не имеют. В селении Балта самой многочисленной группой населения, превышающей в отдельности и ингушское и осетинское население, являются грузины. Такая же точно картина и в селении Ларс. Только в селении Чми, очень небольшом по численности населения, живут исключительно осетины.
Из 8 тысяч десятин земли, расположенной в спорном районе, лишь около 800 десятин пригодны для выгона и, отчасти, для покосов. Как утверждали обе стороны, этими выгонами и покосами обычно пользовались ингуши и осетины. Дорог, связывающих указанные выше населенные пункты Осетии со спорными селениями, за исключением горных троп по ущельям, не круглый год открытых для движения, не имеется, что, конечно, исключает возможность непрерывного администрирования в спорных селениях со стороны высших органов власти Осетии. Между тем спорный район совершенно открыт со стороны правого берега реки Терека, населенного исключительно ингушами. От них к спорным селениям идут кратчайшие пути через Терек, что в значительной степени облегчает административное управление спорными селениями со стороны Ингушетии. В окончательных заявлениях представители автономной области Ингушетии категорически настаивали на передаче Ингушетии селения Балта и условно - в зависимости от волеизъявления населения - селений Чми и Ларс, отказались от них. При такой постановке спорных вопросов со стороны представителей Осетии и Ингушетии комиссия должна была принять решение, максимально обеспечивающее в будущем как мирные отношения между спорящими сторонами, так и удобства управления и советского строительства в спорных областях и охрану спокойствия по части стратегической Военно-Грузинской дороги, пролегающей по левому берегу реки Терека в спорном районе. Как Вы усмотрите из кратких формулировок наших решений, комиссия не сочла возможным удовлетворить требование Осетии и не могла стать на путь, предлагаемый Ингушетией. Мы вынуждены были разрешить вопрос о передаче одной из спорящих сторон целиком всего района. Исходя же из создавшейся в эпоху гражданской войны исторической обстановки, из того неоспоримого соображения, что экономическое значение спорного района слишком ничтожно для обеих сторон, а также из соображений административно-технических, комиссия пришла к единодушному выводу о необходимости включения спорных районов в административные границы Ингушетии. Если принять во внимание еще нарочито подчеркиваемые представителями Ингушетии обвинения по адресу осетинских работников в их усиленной работе за последние два года по подготовке населения спорных селений против Ингушетии, а также большую активность ингушских масс по сравнению с осетинскими и большую частоту случаев бандитизма со стороны ингушей, комиссия не могла прийти к другим выводам, чем те, к которым она пришла. Свое единодушное решение о включении спорного района в административные границы Ингушетии комиссия обусловила рядом конкретных предположений, осуществление которых должно способствовать предупреждению возможных осложнений в отношениях между Осетией и Ингушетией. Важнейшим из этих конкретных предположений комиссия считает ассигнование Правительством РСФСР небольшой суммы денег на проведение колесных дорог протяжением в 12 и 9 верст из населенных пунктов Осетии к Военно-Грузинской дороге. Комиссия считает также очень важным организацию исполнительных органов в селениях спорного района с обязательным включением в эти исполнительные органы работников всех этих национальностей: осетин, ингушей и грузин."
В последующем, когда между Ингушской и Северо - Осетинской областями, округом и городом появлялись какие-то земельные, территориальные, пограничные споры, они гасились ссылкой на окончательность и невозможность пересмотра решения указанной правительственной комиссии.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ ИНГУШЕТИИ БУДЕТ РАЗВЕВАТЬСЯ НАД ВЛАДИКАВКАЗОМ!!!