Найти в Дзене
Stanko Comics

Комикс о том, как Дарт Вейдер джедаев истреблял и депрессивный хоррор в антураже русской глубинки

Оглавление

(Закрытый гештальт №11: “Дарт Вейдер”, “Бычий цепень”)

Дисклеймер - Напоминаю, что “Закрытый гештальт” — это не столько обзоры, сколько текстовый отчет о прочитанном, финальной целью которого является рассказ о самых разнообразных комиксах, и, чтобы ты, дорогой читатель, смог составить первичное впечатление о комиксе и решить — читать его или нет. Либо сравнить свои читательские ощущения.

“Дарт Вейдер” (Star Wars: Darth Vader vol 2) 

№1–25 Annual №2 (2017–2018)

Сценарист — Чарльз Соул, Художник — Джузеппе Камунколи

Ран Гиллена был одним из самых известных во всей линейке «Звездных войн». Он охватил так много действительно значимых событий. И вы говорите: «Ну, как я могу рассказать историю о Вейдере, которая интересна и крута, но которую еще не рассказали?» — автор серии Чарлз Соул

Дарт Вейдер — это бессмертный персонаж. Всеми любимый злодей вселенной “Звездных Войн”. И хотя существует он уже несколько десятков лет, в его биографии еще полным-полно белых пятен. В основном это сюжетные пробелы между фильмами. В прошлый раз я рассказывал о первом томе приключений владыки Ситхов. Тогда сюжет брал свое начало после битвы при Явине. Сегодня я расскажу о комиксе посвященном более ранней истории героя, которая началась сразу после того, как лорд Вейдер надел свои знаменитые доспехи. Издательство “Комильфо” скоро начнет выпускать этот комикс, и самое время определиться, стоит ли с ним знакомиться.

По сюжету Энакин Скайуокер только-только облачается в черное. “Приказ 66" унес жизни большей части джедаев по всей Галактике, а Император Палпатин упивается властью. Но Император не глуп и понимает, что даже один выживший адепт светлой стороны может испортить ему всю игру. Поэтому он снаряжает новоиспеченного ситха на охоту за остатками джедайской погани. Дарту Вейдеру под командование отдают свежесформированное подразделение инквизиторов, которое впервые засветилось в мультфильме “Звездные Войны: Повстанцы”. Именно на охоте за выжившими джедаями и сосредоточится весь этот том. По ходу сюжета бывший джедай встретит многих бывших соратников, узнает секреты ордена джедаев, которые от него скрывали, и даже узнает тайну своего происхождения!

Соул, кстати, рассказал, что выбор отправной точки сюжета не случаен. Автор посчитал, что эпохальное “НЕТ!” после того, как Вейдер узнал, что Падме мертва, является отличным эмоциональным пиком для персонажа. Второй такой момент у героя наступал, когда он узнавал, что его сын жив. Но этот момент уже был занят другим автором.

-2

Соул взял для работы очень интересный фрагмент лора ЗВ. Он частично был раскрыт в мультфильме “Повстанцы”, но после Эпизода III всегда было интересно, все ли джедаи погибли, с поправкой на знаменитых персонажей и предпринимали ли они какие-то действия, чтобы отомстить за друзей? Второй важный момент истории — это окончательный переход Энакина на темную сторону и его адаптация к новым реалиям жизни в Галактике. И именно эта плодотворная почва для хорошего сценария и сыграла свою решующую роль в финальной оценке комикса. Соул просто-напросто хорошо раскрыл взятый материал. 

Тема “охотник-жертва” является одной из центральных во всей этой истории. Вейдер знает своего врага, поскольку сам был одним из них. Своих инквизиторов муштрой и лишениями он превращает в неостановимые машины для убийства бывших соратников. Но будут и моменты, когда сам Вейдер будет в роли загнанного зверя. И охотится на него, предстоит неожиданным персонажам. В сюжете для всего этого есть объяснение. Вейдер неумолим и безжалостен в своем желании остаться самой большой угрозой в Галактике. Убрать любого, кто хоть как-то может составить ему конкуренцию. Даже если это может нанести вред Империи — вот за таким героем интересно наблюдать!

Второй важной темой рана стала принятие себя. Все 25 выпусков Вейдер находится в борьбе с самим собой. С виду, конечно, кажется, что он стопроцентный ситх. Но главы, в которых присутствуют видения с призраками прошлого, ясно дают понять, что свет в Энакине все еще есть. Разумеется, мы все знаем чем все это кончится. Но наблюдать за этой трансформацией интересно, особенно в последней сюжетной арке рана.

Стоит еще сказать, что сами видения и образы очень круто визуализированы.И это практически единственная положительная часть рисунка, о котором я еще поговорю ниже.

-4

Сама история, в отличие от предыдущей серии, больше напоминает сборник отдельных приключений. Каждая арка — это охота за конкретным джедаем. Мой фаворит — это глава о захвате планеты Мон-Кала, которая является родиной для Адмирала Акбара. Но в комиксе есть и несколько переходящих сюжетных линий, например линия взаимоотношений Таркина и Вейдера, история со шлемом ситха, видения Вейдера, о которых я написал выше и линии нескольких инквизиторов. 

Образ Вейдера в новом томе отличается от предыдущего. Если в ране Гиллена Вейдер манипулятор и тактик. Он сдержан, решителен и коварен. Готов вести двойную игру с самыми высокими ставками. То в ране Соула Вейдер еще остается Энакином. То есть он безрассуден и импульсивен. Он больше напоминает кровожадное животное или робота, который “жив только тогда, когда убивает”. А его жестокость может повергнуть в шок. Но такие изменения в образе понятны. В прошлом томе прямым текстом говорится, что Палпатин использует Вейдера как цепного пса. От того он и вынужден тайно проводить свои операции. В этой истории Вейдер еще не осознал своей истинной роли и уверен, что только он стоит у руля всего и все его должны бояться.

Хоть Вейдер и центральный персонаж, в комиксе есть несколько второстепенных персонажей, которым тоже уделяться время. Например Таркин, который бесподобен в своем спокойствии и профессионализме. Образ этого героя давно сформирован, но автор помещает его в весьма нетипичные ситуации, в которых раскрывается его история и характер. Главный Инквизитор, с его обидой на орден джедаев. Немало времени уделяется и джедаям, которые станут целью Вейдера. Каждый из них вынашивает свой план по спасению Галактики и каждый даст достойный отпор темной стороне. Было большой неожиданностью встретить старушку Джокасту. Я помню ее еще по короткой сцене во втором эпизоде. А здесь она чуть ли не в одиночку противостоит всей Империи.

А вот образ Императора в прошлом комиксе мне понравился куда больше. Если там это был зловещий лидер. То тут это злобный старик, который больше напоминает комичного персонажа. Конечно, я понимаю, что тут, скорее всего, была сценарная задача показать злодея, который наконец-то достиг итога своего плана и теперь, без стеснения и скромности, наслаждается своей победой. Но мне кажется что это образ слегка перегнули. Для пущего эффекта ему только не хватает задорно плясать каждый раз, когда Вейдер докладывает об очередном выполненном задании. Да и вообще, персонаж Палпатина задвинут на задворки истории. Его функционал, как персонажа, совершенно неясен. А его присутствие несет мало смысла.

Для вселенной ЗВ комикс привносит много интересного. Например описание первых месяцев после прихода Империи к власти. Как клоны отнеслись к истреблению джедаев? Какие действия выжившие джедаи предпринимали, чтобы остановить Империю? Отлично донесена идея того, что простым жителям Галактики по большому счету глубоко плевать кто ими правит, будь то Сенат или Император. Да и все ли имперские офицеры были довольны Вейдером и как пытались его убить. И, какую роль джедаи сыграли в осуществлении “Приказа 66”!Да, это новый канон от “Дисней”, но, на мой взгляд, он выписан весьма тщательно и очень лаконично втсраивается в общую историю Вселенной.

-8

В начале я уже писал, что еще одним важным моментом раскрытия лора является тайна происхождения Энакина. И этот сюжетный твист мне показался ну очень дешевым. Хоть он отлично ложится на дальнейшие отношения Вейдера с темной стороной и Империей, я уверен, что все это можно было прописать изящнее, а лучше вообще этой темы не касаться. Не буду спойлерить, сами все увидите.

Рисунок, вот где самая слабая часть этого рана. Я не скажу, что он плох. Но в нем нет эпичности. Нет масштаба. Да, рисунок Джузеппе Камунколи не очень подходит для экшена. Не чувствуется ни динамики, ни размаха. При этом, пейзажи и задники смотрятся очень даже ничего. Посокльку Вейдеру придется посетить множество разных планет: Мон-Кала, Мустафар, Корусант и другие, то и визуального разнообразия в комиксе много. Зато обложки, вот где сосредоточено все удовольствие от рисунка. И видения Силы — они просто восхитительны!

Ран Соула про Дарата Вейдера хорош, но хуже предыдущего. Здесь нет комплексной истории, зато здесь есть сюжетное разнообразие. Здесь много фансервиса, но некоторые решения, которые переиначивают ключевые события саги, кажутся спорными. И все же, 25 выпусков серии читаются с большим удовольствием. Ран Соула смотрится хорошо за счет разнообразия локаций и ситуаций, под час весьма неожиданных, куда он помещает ключевых героев истории. Вот лучше бы компания “Дисней” такие сюжеты экранизировала. В них куда больше драматургии и работы с героями, чем в их последних поделках. 

“Бычий цепень” (2019) 

Сценарий — Василий Погадаев Рисунок — Евгения Чащина

“Бычий цепень” стал первой работой издательства MOLOT с которой мне довелось познакомиться. Я долго откладывал покупку, но увидел, что издатель распродает эксклюзивные томики с “Комик Кон 2019”. В этот момент я понял, что Its about time!

Изначально я искал самостоятельное произведение, законченную историю, которая позволит познакомиться с общим стилем издательства, понять какой вектор в творчестве они выбрали, да и вообще, о чем вообще издательство MOLOT. И я резонно предположил, что “БЦ” как раз мой случай. На деле же все оказалось немного иначе. Но, обо всем по порядку.

Сюжет комикса “Бычий цепень” повествует о мальчике Ване. У Вани крайне незавидная судьба — родился в семье лютых алкашей в какой-то богом забытой дыре, кое-как прошли роды, да и родился Ваня не совсем обычным. Врачи заметили странные и отвратительные щупальца, которые так и сочатся из его тела. Доктора сразу говорят о том, что при таких случаях у них есть четкая инструкция — звонить куда надо, поскольку родился особенный ребенок. Тут, насколько я понимаю, дается первая отсылка, что действие этого комикса происходит в общей вселенной издательства. В этой вселенной есть супергерои и люди с разными суперспособностями. Врачам не удается отдать Ваню в соответствующие органы, поскольку мальчика похищает какая-то странная бабка, которая уносит ребенка домой, приговаривая по пути, что будет любить Ванюшу и взрастит его как своего. С этого момента и начинается эта история.

Сюжетно комикс состоит из трех глав, связанных общей сюжетной линией, которая концентрируется на хоррор составляющей. Да, “Бычий цепень” — это стопроцентный ужастик-триллер, ближайшим аналогом которого можно, с очень большой оговоркой, назвать фильм “Гори, гори ясно”, если бы он конечно был таким же деприссивным и мрачным. Вот помните знаменитый ролик, где семейку Симпсонов переделали на русский манер? Вот с этим комиксов такое же ощущение. Взяли схожий концепт “ребенок с суперспособностями”, поместили его в наш аналог захолустья, роль которого здесь играет русская глубинка. Против ребенка настроены местные жители, и вдруг мальчуган начинает ощущать в себе силу, чтобы наказать обидчиков. Далее реки крови. Насчет такого референса — это все мои домыслы, но они неплохо сочитаются с содержанием комикса. 

Причем комикс не сконцентрирован на зверствах и экшене. Вместо этого в комиксе наблюдается весьма недурственная работа с историей. Я говорю конкретно об истории и общей канве сюжета, поскольку к тексту есть определенные претензии. Автор, для большего погружения читателя, пытается создать живой мир с живыми людьми. Вот бабка, которую обманули и украли икону. Мужичок, который охраняет кладбище вдали от своей семьи. Местный участковый, который начинает охоту за Ваней. Они ведут себя натурально, погружены в аутентичную среду. Текстовая часть, вот где есть проблемы. Люди не говорят так, как говорят герои этого комикса. Уж очень натужно смотрелись некоторые моменты. В течении всего комикса я не мог отделаться от мысли, что персонажи читают текст по бумажке, а не реагируют на сюжетную ситуацию, как и должны в идеале. Разговор двух взломщиков в самом начале, монологи кладбищенского смотрителя и начальная сцена родов хороший тому пример. Проблемы не критические, но бросаются в глаза.

Атмосферу комикса можно охарактеризовать так — это беспроглядный мрак и ужас полный отчаяния и безнадеги. Авторы комикса отлично выбрали место действия. Я не могу сказать, насколько гипербализирован образ выбранных локаций. Одно я знаю точно, я бы не хотел там оказаться. Помимо атмосферы, выбранное место действия помогает одному центральному аспекту сюжета — отношению окружающих к Ване. Люди страшатся его, не понимают и не принимают как своего. А когда человек встречает что-то непонятное, он боится этого и стремится либо убежать, либо уничтожить этот раздражитель. А в местах, где каждый друг-друга знает, принято выживать общинами и держаться вместе. И тот, кто выбивается из этой парадигмы и является внешним раздрожителем этого социума, всегда будет восприниматься как угроза. Угроза всему: устоям, безопасности, нравственности и спокойствию. 

Теперь о главном герое. Иван на фоне второстепенных персонажей проработан хуже всех. Главный герой вышел наиболее блеклым и неинтересным. То есть я понял, что он одичал, не может контактировать с людьми и ему безумно страшно. Но в течении истории не видно его развития. Хотя может в продолжении оно и будет. Его персонаж как пустая болванка, перемещается между сценами. Да, он активно взаимодействует с окружением. Но не видно, чтобы это как-то влияло на него. А влиять события истории должны!

Сама история сначала мне совсем не понравилась. После очень бойкого вступления идет очень затяжная часть со знакомством с героем. Но после этого сюжет выравнивается, и даже малозначительные, на первый взгляд, элементы истории плавно встраиваются в общую картину.

Визуал у комикса очень самобытный и стильный. Но, при том, что я признаю заслуги художницы, в комиксе бывают моменты, когда сложно разобрать, что происходит в кадре. Например, я минут пять пытался разглядеть разворот, на котором изображен пожар, чтобы понять, что делают герои и что вообще тут творится. С другой стороны, в комиксе очень крутая игра с формами и контурами объектов. А прием, когда меняется цвет и настроение в нескольких сценах, цепляет, хотя он и кажется очевидными как художественное решение.

Воссоздать супергеройскую историю в дремучей русской глуши — это очень верное стилистическое решение. Сделать из нее мрачную и жестокую историю тем паче. Взгляните в окно в нашу обычную зиму или осень и пейзажи из фильма “Дорога” сразу станут вам близкими и знакомыми. Мрачные леса, холодный и влажный климат. Суровая местность, которая только усиливает общую атмосферу тоски и одиночества. Ване, определенно, не повезло ни с местом, ни с окружением. 

Комикс “Бычий цепень”— это не самостоятельное произведение, а первый том истории, которая оканчивается знатным клифхэнгером. Но, уже на данном этапе можно составить определенные выводы. Как начало истории, комикс дает вводную и знакомит с главным героем. Герой не получил должного раскрытия и с его характером можно было поработать больше, но сам образ и его способности смотрятся интересно. Комикс задает общий тон, с которым, я надеюсь, будут выходить и следующие истории. Я не пожалел потраченного времени, хотя диалоговая часть имеет огрехи и надеюсь, что над ней еще поработают. Теперь хочется прочитать чего-нибудь еще от MOLOT. Авось, у BUBBLE серьезный конкурент появился?

Н этом пока все…stay tuned!