Критик Алексей Хромов расс
казывает, как один из главных номинантов на «Оскар» совмещает трогательный сюжет и техническое совершенство.
30 января в российский прокат выходит новая работа автора «Красоты по‑американски» и последних двух фильмов о Джеймсе Бонде Сэма Мендеса. «1917» уже собрал множество престижных премий и получил 10 номинаций на «Оскар». Причём в данном случае это не типичное «кино для критиков», которое часто оказывается в фаворитах наградного сезона.
Мендес снял понятную каждому историю о самых обычных солдатах, на долю которых выпала тяжёлая судьбоносная миссия. Режиссёр приложил все усилия, чтобы создать у зрителя максимально реалистичные ощущения, заставив его полностью прочувствовать переживания героев.
И результат оказался великолепным!
НАПРЯЖЕННЫЙ СЮЖЕТ
Два молодых солдата британской армии Блейк и Скофилд в апреле 1917 года получают приказ отправиться через линию фронта и доставить в батальон срочное послание. Всё дело в том, что немцы отступили, а часть британских войск решила их преследовать, но, как оказалось, всё это было лишь ловушкой.
Теперь 1 600 солдат второго батальона могут погибнуть. И, что ещё важнее, среди них старший брат Блейка, поэтому для него задание становится особенно ответственным. Герои вдвоём отправляются в путь, и с каждым шагом ситуация становится опаснее: враги всё ближе, а время работает против них.
Взявшись снимать «1917», Мендес решил полностью отказаться от романтизации военных действий, противопоставив свою историю многочисленным блокбастерам о танках, самолётах и масштабных судьбоносных сражениях. Он рассказывает, что главными на войне оказывались обычные люди.
Конечно, так делали и до него. «Дюнкерк» Кристофера Нолана цеплял ровно тем же: герои просто пытались выжить и помочь друг другу. Но Мендес пошёл ещё дальше. Он сократил всё время действия до нескольких часов, а заодно отказался от параллельного повествования и обилия персонажей.
Кадр из фильма «1917»
По сюжету это вообще самое линейное кино. Но именно так можно понять, что же чувствовали Блейк и Скофилд во время своего похода. Каждая сцена неизбежно повышает градус напряжённости, чему способствует и неритмичный гудящий саундтрек. При этом герои не стесняются своих страхов, например Скофилд неоднократно предлагает отказаться от затеи или хотя бы подождать.
Но постепенно темп нарастает, и неспешный шаг в начале действия к финалу превращается в бег наперегонки с самим временем.
Причём даже когда события становятся более напряжёнными, неоднократно возникают паузы, которые показывают людей, оказавшихся заложниками этой войны. Например, девушку, скрывающуюся в подвале с чужим ребёнком.
Именно такие моменты дадут больше эмоций и пищи для размышлений, чем любые танковые сражения и излишне кровавые перестрелки, которых Мендес как раз старается избегать. И тем сильнее будут впечатления от груды мёртвых тел, которые не смогла унести река.